Жилой дом, комплекс зданий и сооружений станции «Белокаменная», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша,...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Жилой дом, комплекс зданий и сооружений станции «Белокаменная», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша, А.Д. Проскуряков
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Яузская аллея, д. 17
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1903-1908 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н.
Описание объекта

Рассматриваемый объект — станция «Белокаменная» — является участком Малого кольца Окружной московской железной дороги, расположенной в Восточном Административном округе г. Москвы, на территории природного национального парка «Лосиный Остров».

Местность «Лосиный Остров» известна с 1406 г.

С XV по XVIII в. угодья входили в состав Тайнинской дворцовой волости, земли которой с древних времен служили охотничьими угодьями для русских князей и царей. В 1799 г. леса были переданы в ведомство казны. В это время была проведена первая топографическая съемка: лес был разбит на кварталы, площадь каждого была равна квадратной версте. Первое лесничество было образовано в 1842 г., первое лесоупорядочивание было произведено таксаторами — старшим Е. Гримме и младшим Н. Шелгуновым. По его результатам в лесном фонде было отмечено доминирование ели (67%), которая впоследствии сменилась сосной и березой. В 1844 г. лесничим В. Гершнером было положено начало созданию в Лосином Острове рукотворных лесов. Активные лесокультурные работы, преимущественно посевы и посадки сосны, велись на протяжении 115 лет. В середине XIX в. была организована Лосиноостровская лесная дача, начался период систематического лесного хозяйствования. Идея создания национального парка появилась в 1909 г., в 1934 г. «Лосиный Остров» был включен в пятидесятикилометровый «зеленый пояс» вокруг г. Москвы. Значительная часть лесного массива была вырублена во время Великой Отечественной войны. В 1979 г. объединенным решением Московского городского и областного Советов народных депутатов «Лосиный Остров» был преобразован в природный парк, в 1983 г. Решением Совета Министров РСФСР был образован национальный парк.

В начале ХХв. по западной окраине парка «Лосиный остров» была проложена ветка Московской Окружной железной дороги и построена станция «Белокаменная».

Станция «Белокаменная» была построена по типовому проекту Московской Окружной железной дороги в 1903-1908 гг. Первоначально станционный комплекс включал в себя: пассажирское здание, пакгауз, сторожевой дом, центральный стрелочный пост, жилые дома, а также пожарный сарай, керосиновый погреб, здание водоснабжения по системе Гантке и другие хозяйственные постройки. До недавнего времени

сохранялись здания вокзала, будок центрального управления стрелками, два поста централизации, здание водоснабжения и два жилых дома. В настоящее время сохранилось здания пассажирского вокзала с элементами благоустройства перрона и два жилых дома.

Современная станция используется для отстоя, запаса и резерва вагонов. Грузовую работу ведет маневровый локомотив депо «Ростокино».

Имеет шесть путей — два главных и четыре приемоотправочных. Первоначально от станции отходили ветки к спецобъекту на мызе Раево, к заводам «Красный богатырь», «Колосс», впоследствии часть из них была заброшена, а к 2000-м гг. разобрана. У северной горловины станции железнодорожные пути проходят по Абрамцевскому путепроводу над Абрамцевской просекой. Над южной горловиной станции находится путепровод Лосиноостровской улицы.

На станции неоднократно снимались художественные фильмы. В частности фильм «Когда деревья были большими» (фигурирует как Селиванов). Следующая остановка современного Малого кольца Окружной железной дороги по часовой стрелке — Черкизово, против нее — Ростокино.

Слева от перрона находится двухэтажное здание жилого дома, выстроенного по типовому проекту в период 1903-1908 гг. (ВАО, Яузская аллея, д. 17).

В настоящее время фасады здания окрашены по кирпичу.Главный фасад в 11 осей обращен в сторону ул. Яузская аллея. Здание имеет преимущественно горизонтальную организацию композиции. Горизонтальные членения созданы многочисленными профилированными тягами, карнизом с каплями, поясом поребрика, проходящими в верхней части фасадов.

Третья и симметричная ей девятая ось выделены двумя ризалитами с щипцовыми завершениями. Углы ризалитов оформлены широкими лопатками. Окна в части ризалитов имеют полуциркульное завершение, остальные — с лучковой перемычкой, окна в первом этаже ранее имели веерную перемычку, ныне утраченную. Некоторые окна сохранили типовое столярное заполнение, с мелкой расстекловкой и оформлены веерными замковыми камнями. Часть оконных заполнений заменена на новые стеклопакеты, без сохранения рисунка.

Кровля перекрыта железом.

В настоящее время территория, на которой расположено здание, огорожена глухим бетонным забором, доступ к зданию ограничен пользователями.