Наименование объекта | Жилой дом, комплекс зданий и сооружений станции «Белокаменная», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша, А.Д. Проскуряков |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Москва, Яузская аллея, д. 8 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1903-1908 года |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Померанцев А.Н. |
Рассматриваемый объект — станция «Белокаменная» — является участком Малого кольца Окружной московской железной дороги, расположенной в Восточном Административном округе г. Москвы, на территории природного национального парка «Лосиный Остров».
Местность «Лосиный Остров» известна с 1406 г.
С XV по XVIII в. угодья входили в состав Тайнинской дворцовой волости, земли которой с древних времен служили охотничьими угодьями для русских князей и царей. В 1799 г. леса были переданы в ведомство казны. В это время была проведена первая топографическая съемка: лес был разбит на кварталы, площадь каждого была равна квадратной версте. Первое лесничество было образовано в 1842 г., первое лесоупорядочивание было произведено таксаторами — старшим Е. Гримме и младшим Н. Шелгуновым. По его результатам в лесном фонде было отмечено доминирование ели (67%), которая впоследствии сменилась сосной и березой. В 1844 г. лесничим В. Гершнером было положено начало созданию в Лосином Острове рукотворных лесов. Активные лесокультурные работы, преимущественно посевы и посадки сосны, велись на протяжении 115 лет. В середине XIX в. была организована Лосиноостровская лесная дача, начался период систематического лесного хозяйствования. Идея создания национального парка появилась в 1909 г., в 1934 г. «Лосиный Остров» был включен в пятидесятикилометровый «зеленый пояс» вокруг г. Москвы. Значительная часть лесного массива была вырублена во время Великой Отечественной войны. В 1979 г. объединенным решением Московского городского и областного Советов народных депутатов «Лосиный Остров» был преобразован в природный парк, в 1983 г. Решением Совета Министров РСФСР был образован национальный парк.
В начале ХХв. по западной окраине парка «Лосиный остров» была проложена ветка Московской Окружной железной дороги и построена станция «Белокаменная».
Станция «Белокаменная» была построена по типовому проекту Московской Окружной железной дороги в 1903-1908 гг. Первоначально станционный комплекс включал в себя: пассажирское здание, пакгауз, сторожевой дом, центральный стрелочный пост, жилые дома, а также пожарный сарай, керосиновый погреб, здание водоснабжения по системе Гантке и другие хозяйственные постройки. До недавнего времени сохранялись здания вокзала, будок центрального управления стрелками, два поста централизации, здание водоснабжения и два жилых дома. В настоящее время сохранилось здания пассажирского вокзала с элементами благоустройства перрона и два жилых дома.
Современная станция используется для отстоя, запаса и резерва вагонов. Грузовую работу ведет маневровый локомотив депо «Ростокино».
Имеет шесть путей — два главных и четыре приемоотправочных. Первоначально от станции отходили ветки к спецобъекту на мызе Раево, к заводам «Красный богатырь», «Колосс», впоследствии часть из них была заброшена, а к 2000-м гг. разобрана. У
северной горловины станции железнодорожные пути проходят по Абрамцевскому путепроводу над Абрамцевской просекой. Над южной горловиной станции находится путепровод Лосиноостровской улицы.
На станции неоднократно снимались художественные фильмы. В частности фильм «Когда деревья были большими» (фигурирует как Селиваново).
Следующая остановка современного Малого кольца Окружной железной дороги по часовой стрелке — Черкизово, против нее — Ростокино.
Здание жилого дома (ВАО, Яузская аллея, д.8), расположенного справа от пассажирского здания вокзала, выстроено по типовому проекту в 1903-1908 гг. Представляет собой жилой дом 4 типа, кирпичный, двухэтажный, П-образной формы в плане.
Здание имеет развитое декоративное убранство фасадов.
Композиция главного фасада в 6 осей имеет трехчастную структуру, образованную основным объемом в три оси, и выступающими с двух сторон ризалитами соответственно в два и одно окно. Окна первого и второго этажа декорированы лучковыми и полуциркульными на консолях наличниками, под окнами располагаются простые подоконные полочки. Два окна второго этажа ризалита украшены сложным ступенчатым наличником. Наличник украшен декоративной аркадой и фризом с геометрическим орнаментом.
Наиболее выразительным конструктивным и декоративным элементом является венчающий элемент здания, решенный в виде щипцового завершения. Щипец правого ризалита фланкирован лопатками с филенками; его поле отделано покрашенной метлахской плиткой, центр украшает два сдвоенных полуциркульных окна с арочными наличниками. Верхняя часть здания оштукатурена и окрашена. По ней проходят профилированные тяги, карниз с дентикулами. Также узкие и широкие тяги проходят в уровнях первого и второго этажей.
К фасаду в 2000-х гг. был пристроен широкий портик на колоннах с балюстрадой, нарушающий исторический облик здания.
Боковой, северный фасад имеет три оси. Его центральная часть выделена ризалитом также с щипцовым завершением. Заполнение тимпана выдержано в стиле модерн. Нижнее поле украшено плоской цилиндрической нишей, облицованной широкими плитами. Декоративное оформление окон решено согласно главному фасаду.В уровне второго этажа слева к ризалиту примыкает металлическийбалкон. Согласно сохранившимся примерам аналогичных построек иимеющимся чертежам подлинный балкон на «сводах Монье» был демонтирован. На его месте располагается новый, с перенесенным сохранившимся кованым ограждением.
Южный фасад в центральной части также выделен разинутом с щипцовым завершением. Последний декорирован полуколоннами, тимпан — полуциркульной нишей в нижнем поле и облицовкой в верхнем. Западный фасад, также как и главный, имеет шесть осей. Расположенный с этой стороны вход увенчан щипцовым завершением с оформлением аналогичным тимпану северного фасада.