Пассажирское здание вокзала, комплекс зданий и сооружений станции «Канатчиково», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев,...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Пассажирское здание вокзала, комплекс зданий и сооружений станции «Канатчиково», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша, А.Д. Проскуряков
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Канатчиковский пр.
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1903-1908 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н.
Описание объекта

Рассматриваемое владение является участком Окружной железной дороги, располагается в Южном административном округе, в Донском районе, близ современного третьего транспортного кольца.

Данная местность до 1917 г. не входила в черту города, представляла собой земли, редко застроенные подмосковными селами и деревнями. Территория считалась уездной и управлялась московским уездным земством. По существу это была московская городская окраина по характеру занятий ее населения.

К северо-востоку от станции располагалась земля княгини Оболенской, к востоку — Городская земля (с 1907 г.), а к югу, за Семеновским ручьем — Канатчикова дача.

Станция Канатчиково была расположена на 32-й версте Окружной железной дороги. Станция предназначалась для перевода движения на Рязанско-Уральскую железную дорогу при помощи веток № 20 и № 21, из которых ветка № 20 соединяли Окружную железную дорогу с разъездом Коломенское, а ветка № 21 с товарной станцией Москва той же дороги.

Станция Канатчиково предназначалась для пассажирского, товарного движения, транзитных перевозок.

Станция, также как и все строения Окружной дороги, была построена по единому типовому проекту. Все они представлены в Альбоме исполнительных типовых чертежей Московской Окружной Железной дороги, 1903-1908 гг.1 Несмотря на типологическое сходство, станции имели свой неповторимый облик, оформление, выдержанные в стиле модерн.

Ансамбль железнодорожной станции Канатчиково включал в себя пассажирское здание вокзала, жилые дома, в которых располагались квартиры персонала вокзала: телеграфистов, составителей поездов, начальника станции и его помощников, пакгауз, ретираду, сторожевой дом, будку центрального управления стрелками и сигналами. Согласно данному проекту все путевые здания были возведены из камня, облицованы красным кирпичом, швы расшиты цементным раствором, местами портландским цементным раствором; крыши были покрыты черепицей, внутренние стены оштукатурены. На дымовых трубах пассажирских зданий и в жилых помещениях были устроены дефлекторы системы Феликса Венгерова. Согласно проекту интерьеры предлагалось обставить дубовой мебелью.

Здания, предназначенные для приема пассажиров, освещались по системе инженера Кржеминского распыленным бензиновым газом, остальные пассажирские здания освещались спиртокалильными фонарями «Синумбра» или простыми керосиновыми лампами.

Со стороны железнодорожного полотна, слева и справа от здания вокзала располагались небольшие служебные помещения — пакгауз и ретирада. Здание ретирады (общественной уборной) представляло собой каменное одноэтажное сооружение, разделенное на мужскую и женскую половины с помещением ламповой.

С противоположной стороны, находилось здание для багажа — одноэтажный кирпичный пакгауз на каменном фундаменте, покрытый черепицей. Перрон освещали симметрично расположенные фонарные столбы.

Ныне здания вокзала, пакгауза и ретирады принадлежат по-прежнему Московской Окружной железной дороге. В здании жилого дома располагается государственное учреждение.

Пассажирское здание вокзала

Здание представляет собой в плане прямоугольное в плане каменное строение переменной этажности (1-2) с ризалитами со стороны юго-западного и северо-восточного фасадов. Архитектор

использовал перепад высот и понижение рельефа, соответствующим образом решив облик строения и его объемно-пространственную композицию — так двухэтажный объем строения со стороны Канатчиковского проезда приобрел только один этаж. Строение было возведено единовременно в начале XX в. — проект представлен в Альбоме исполнительных типовых чертежей Московской Окружной Железной дороги, 1903-1908 гг.

Главный, юго-западный фасад, обращенный в сторону железнодорожного полотна, имеет наиболее яркую пластическую объемную организацию благодаря ступенчатому оформлению южного угла здания. Композиция фасада в семь осей состоит из 4-х частей — центральной из 3-х осей, ризалита в одно окно, левой двухосевой и правой одноосевой частей, разделенных лопатками, рустованными в уровне первого этажа.

Горизонтальные членения фасада создаются оштукатуренным цоколем, широким междуэтажным и профилированным венчающим на фигурных кронштейнах карнизами. Вертикальный ритм образован лопатками во всю высоту здания.

Окна первого этажа оформлены рустованными наличниками с веерной замковой перемычкой и треугольным фронтоном. Прямоугольные окна второго.

этажа объединены стилизованной аркадой, опирающейся на пилястры в межоконном пространстве. Поле между архивольтами, декорированными замковым камнем, заполнено фигурными филенками.

Два боковых окна в левой части юго-западного фасада здания во втором этаже оформлены сандриками на консолях, окно в правой части — сандриком в виде треугольного фронтона.

Пластическим акцентом юго-западного фасада является ризалит. Его углы закреплены лопатками, рустованными в первом этаже. Первый этаж обработан рустом. Вход в здание, расположенный в ризалите, декорирован полуциркульным обрамлением с крупным веерным замковым камнем и профилированным архивольтом, опирающимся на лопатки. Верхняя часть лопаток декорирована триглифом и маскароном в виде головы льва. Над дверью закреплена табличка с надписью — «Надъ уровнемъ моря 66,30 саж.». Окно второго этажа имеет полуциркульное завершение. Его фланкируют пилястры, поддерживающие полуциркульную перемычку, декорированную в центре замковым камнем. В верхних угловых частях по сторонам от оконного проема расположены фигурные филенки. Ризалит венчает профилированный карниз и аттик с надписью «Канатчиково».

Боковой, юго-восточный фасад в пять осей имеет уступчатую структуру. Декоративное оформление выполнено в единой стилистике с главным фасадом.

Аналогичное оформление имеет и гладко оштукатуренная стена двухэтажного северо-западного фасада в три оси. Вдоль стены поднимается каменный пандус и лестница, огороженные современной калиткой. К ним примыкает строение служебного здания станции, возведенное в 1990-2000-х гг., сильно затрудняющее восприятие исторического объема здания вокзала.

Северо-восточный, одноэтажный фасад здания выходит в сторону Канатчиковского проезда. Композиция состоит из двух частей — основного трехосевого объема и ризалита в левой части. Ризалит увенчан глубоким треугольным фронтоном. В тимпане расположено небольшое круглое окно.

В оформлении северо-восточного фасада повторяется мотив аркады на пилястрах с фигурными филенками. Он использован как в декорации трех окон основной плоскости фасада, так и в оформлении ризалита.