Пассажирское здание станции, комплекс зданий и сооружений станции «Кожухово», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, ин...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Пассажирское здание станции, комплекс зданий и сооружений станции «Кожухово», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. А.Д. Проскуряков, П.Я. Каменцев
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Кожуховский 2-й пр.
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1903-1908 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н.
Описание объекта

Местность Кожухово расположена на левом берегу Москвы-реки. На севере территория примыкает к линии Окружной железной дороги, на востоке — к Южнопортовой улице. Название происходит от бывшей деревни, известной с XIV в. как владение Крутицкого подворья.

В 1694 г. Петр I провел близ Кожухова большие маневры, известные как «Кожуховский поход».

В XIX в. выделились выселки — Мал. Кожухово, а прежнее селение стало называться Бол. Кожухово (в 1923 г. включены в состав Москвы, поселения исчезли в 1940-е гг.).

В 1929 г. на территории введена в эксплуатацию Кожуховская ст. аэрации (существовала до 1970 г.).

В 1950—1970-х гг. представлял собой район массового жилищного строительства (проект застройки арх. М.И. Синявский)

В 1969 г. Кожухово соединено Нагатинским мостом с районами Нагатино и Новинки.

Основная магистраль улица Трофимова (бывшая 3-я Кожуховская). Название сохранилось в наименовании 5—7-й Кожуховских улиц, 1—3-го Кожуховских проездов. Близ Кожухова располагается Южный порт.

Железнодорожная станция Кожухово была открыта в 1908 гг. Примыкала к так называемой Тюфелевой роще — сосновому бору, излюбленному месту загородных прогулок москвичей, известному с XVII в. и просуществовавшему до XIX в., времени строительства крупных промышленных предприятий на данной территории. К концу XIX в. сформировался комплекс заводов- электромеханический завод Общества Вестингауз, котельно-мостовой завод Бари («Парострой»), завод «АМО» (с 1956 г. — ЗиЛ). С этого времени железная дорога использовалась преимущественно с целью грузовых перевозок.

Следующая станция исторической МОЖД по часовой стрелке — Канатчиково, против нее — Угрешская.

В настоящий момент здание станции располагается в обширной промзоне, примыкает к территории завода ЗиЛ (к нему отходит ветка от южной горловины).

Территория объекта огорожена. Доступ к объекту ограничен пользователями.

В ходе исследования было выявлено, что на рассматриваемой территории близ пассажирского здания станции полностью сохранилась (в аварийном состоянии)

будка центрального управления стрелками и сигналами, не искаженная перестройками и составляющая особую историческую ценность.

Комплекс зданий и сооружений станции «Кожухово1’, 1903-1908 гг., арх. А.Н.Померанцев, инж. А.Д.Проскуряков, П.Я. Каменцев

Пассажирское здание станции

Рассматриваемое здание представляет собой одноэтажный объем переменной высоты, «Т»-образной формы плана. Главным, юго-восточным фасадом здание обращено к железнодорожному полотну, северо-западным и юго-западным — на корпус завода.

Центральный объем здания представляет собой прямоугольный объем в три оси, увенчанный четырехскатной крышей.

Наиболее ярким элементом композиции являются два окна, фланкированные пилястрами со стилизованным ионическим ордером. Крайнее правое окно заложено, вместо него располагается вход в здание, оформленный современным козырьком. Под окнами располагаются подоконные филенки с геометрическим рисунком, напоминающим базу колонны. До недавнего времени сохранялись подлинные столярные заполнения, замененные на пластиковые стеклопакеты.

В верхней части фасада, между базами лопаток располагаются прямоугольные наборные панно из метлахской плитки, над ними располагается профилированный карниз, отделяющий гладкий оштукатуренный фриз с сохранившейся надписью «Кожухово». Здание венчает профилированный карниз, опирающийся на металлические консоли 1900-х гг.

Слева и справа к данному объему примыкают одноэтажные прямоугольные объемы в одно и три окна. Обследование остальных фасадов не представляется возможным.

Согласно фотографиям 1900-х гг. из Альбома сооружений Московской Окружной железной дороги, к левому небольшому объему постройки от перрона вел крытый навес — дебаркадер, здесь же располагались входы в здание1. Ныне дебаркадер утрачен, также было разобрано печное отопление. Согласно фотографиям на станции располагалось значительное количество построек, в том числе двухэтажный жилой дом, сторожка, пакгауз и др.