Наименование объекта | Дом коменданта при продовольственном пункте, комплекс зданий и сооружений станции «Лихоборы», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Москва, Пакгаузное шоссе, дом 1, строение 1 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1903-1908 года |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Померанцев А.Н. |
Рассматриваемый объект является участком Малого кольца Окружной московской железной дороги, расположенной в Северном Административном округе г. Москвы, у границы районов Коптево и Головинский, между проездом Черепановых и Пакгаузным шоссе. Над западной горловиной станции проходит путепровод Михалковской улицы и Онежской улицы. От восточной горловины станции отходят две соединительных ветви (исторические №№ 2,2а) на главный ход Октябрьской железной дороги, пересекающей Малое кольцо МЖД в востоку от Лихобор. Также от станции на север отходит куст подъездных путей, пересекающих 2-й и 3-й Лихачевский переулки. Близ станции Лихоборы — локомотивное депо Лихоборы-Окружные, обслуживающее Малое кольцо МЖД.
В 2011 г. станция Лихоборы насчитывает 15 путей общей протяженностью около 9 км., стрелочных переводов — 88. Стрелки частично заменены и уложены на бетон. Обслуживающий персонал 40 человек. В рамках реконструкции Малого кольца МЖД и подготовки к открытию пассажирского движения по нему, намеченному на сентябрь 2015, весной 2011 на станции начата геодезическая съемка, подготовка к строительству контактной сети и третьего главного пути.
Станция Лихоборы была выстроена первой из всех станций Московской Окружной дороги по индивидуальному проекту А. Н. Померанцева на окраине города, близ Петровской земледельческой академии и усадьбы «Михалково».
Станция проектировалась как центральная на Московской окружной железной дороге. Был возведен значительный комплекс, состоявший из сооружений: пассажирского вокзала, мастерских для ремонта паровозов и вагонов (ныне — депо Лихоборы-Окружные), нефтекачки, кузницы, дома начальника участка пути и другие пристанционные сооружения. На искусственном холме была возведена 30-и метровая водосборная башня. Освещалась станция распыленным газом по системе инженера Кржеминского. Также сохранились элементы исторического озеленения — близ здания вокзала двухвековой тополь (возраст подтвержден радиоуглеродным анализом, сохранен по личному указанию начальника МЖД В. Старостенко.
В 2008 г. в честь 100-летия со дня открытия
станции Лихоборы на перроне сооружена памятная стела.
Следующая остановка современного Малого кольца Окружной железной дороги по часовой стрелке — Владыкино, против нее — Братцево.
В настоящий момент рассматриваемый ансамбль станции «Лихоборы» сохранился практически полностью. Комплекс является уникальным ансамблем железнодорожного строительства.
Дом коменданта при продовольственном пункте
Представляет собой одноэтажное строение. Композиция здания состоит из трех объемов. Центральный объем имеет пониженную высоту. Оформлен прямоугольными окнами в наличниках. Уровень крыши имеют пониженный уровень по отношению к боковым объемам. Боковые правый и левый объемы, симметрично расположенные имеют одинаковые габариты и декоративное оформление. Правая часть в первом этаже украшена одним большим окном эркерного типа. Рядом с ним располагается вход в здание, украшенный лепным наличником. Над окном до 2/3 высоты этажа поверхность выложена плиткой. Справа от входа в здания находится небольшая граненую колонну с базой и растительными мотивами в капители. Колонна, вероятно вела во внутреннюю лоджию впоследствии заложенную.
Левая часть здания в первом этаже оформлена также двумя большими сдвоенными окнами в наличнике с лепными элементами. Под окнами располагаются филенки с плиточным заполнением. В втором этаже располагается тройное окно, объединенное арочным наличником,
Над окнами поверхность стены также выложена метлахской плиткой. Поверхность стены увенчивается карнизом с дентикулами и профилированным карнизом. Правый и левый объемы перекрыты высокими скатными вальмовыми крышами.
Боковой, восточный фасад здания прорезан тремя окнами. Окна убраны в простые наличники, под ними — подоконные полочки и филенчатые панно метлахской плитки. Под окнами проходит две широкие тяги. Над окнами поверхность стены оштукатурена. Сохранились кованые кронштейны начала века. Западный фасад идентичен восточному. Окна убраны в одинаковые наличники с лучковым завершением, подоконные полочки и филенчатые ниши с плиточным заполнением.