Наименование объекта | Дом начальника участка, комплекс зданий и сооружений станции «Лихоборы», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С.Карейша |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Москва, Черепановых пр., д.1 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1903-1908 года |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Померанцев А.Н. |
Рассматриваемый объект является участком Малого кольца Окружной московской железной дороги, расположенной в Северном Административном округе г. Москвы, у границы районов Коптево и Головинский, между проездом Черепановых и Пакгаузным шоссе. Над западной горловиной станции проходит путепровод Михалковской улицы и Онежской улицы. От восточной горловины станции отходят две соединительных ветви (исторические №№ 2,2а) на главный ход Октябрьской железной дороги, пересекающей Малое кольцо МЖД в востоку от Лихобор. Также от станции на север отходит куст подъездных путей, пересекающих 2-й и 3-й Лихачевский переулки. Близ станции Лихоборы — локомотивное депо Лихоборы-Окружные, обслуживающее Малое кольцо МЖД.
В 2011 г. станция Лихоборы насчитывает 15 путей общей протяженностью около 9 км., стрелочных переводов — 88. Стрелки частично заменены и уложены на бетон. Обслуживающий персонал 40 человек. В рамках реконструкции Малого кольца МЖД и подготовки к открытию пассажирского движения по нему, намеченному на сентябрь 2015, весной 2011 на станции начата геодезическая съемка, подготовка к строительству контактной сети и третьего главного пути.
Станция Лихоборы была выстроена первой из всех станций Московской Окружной дороги по индивидуальному проекту А. Н. Померанцева на окраине города, близ Петровской земледельческой академии и усадьбы «Михалково».
Станция проектировалась как центральная на Московской окружной железной дороге. Был возведен значительный комплекс, состоявший из сооружений: пассажирского вокзала, мастерских для ремонта паровозов и вагонов (ныне — депо Лихоборы-Окружные), нефтекачки, кузницы, дома начальника участка пути и другие пристанционные сооружения. На искусственном холме была возведена 30-и метровая водосборная башня. Освещалась станция распыленным газом по системе инженера Кржеминского. Также сохранились элементы исторического
озеленения — близ здания вокзала двухвековой тополь (возраст подтвержден радиоуглеродным анализом, сохранен по личному указанию начальника МЖД В. Старостенко.
В 2008 г. в честь 100-летия со дня открытия станции Лихоборы на перроне сооружена памятная стела.
Следующая остановка современного Малого кольца Окружной железной дороги по часовой стрелке — Владыкино, против нее — Братцево.
В настоящий момент рассматриваемый ансамбль станции «Лихоборы» сохранился практически полностью. Комплекс является уникальным ансамблем железнодорожного строительства.
Дом начальника участка
Небольшое одноэтажное здание в плане представляет собой сочетание нескольких прямоугольных объемов. Главный, юго-восточный фасад имеет наиболее выразительное композиционное решение. Центральная часть ассиметричного фасада увенчана щипцовым завершением, в тимпане которого располагается прямоугольное окно в наличнике с «ушами», над ним лепной рельеф растительного орнамента. В первом этаже располагается большое окно с лучковым венчающим элементом. От уровня пят наличника простирается лепной орнаментальный фриз. Левее располагается вход в здание. Слева от данного объема находится еще один, с пониженным уровнем кровли и криволинейным абрисом венчающей части. Переход к данной части оформлен портиком на невысоких кубышкообразных столбах, служащих одновременно обрамление оконного проема. Объем прорезан двумя небольшими окнами с подоконными полочками, объединенными филенкой с растительным орнаментом, между окон в нише располагается лепная фигура совы.
На уровне 2/3 высоты стены по всему периметру здания проходит лепной орнаментальный фриз.
Боковые фасады здания отмечены окнами с наличниках с веерной перемычкой. Декоративное оформление выдержано в едином стилистическом ключе с другими фасадами. На крыше сохранилось слуховое окно с резными декоративными элементами.