Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Контора первого в России автомобильного завода АМО (основан в 1916 г.), 1918-1921 гг.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, Автозаводская ул., дом 23, корпус 3
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1918-1921 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Рассматриваемый объект культурного наследия располагается в северной части территории Завода имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ) в Даниловском районе Южного административного округа г. Москвы. Фасад здания выходитна красную линию Автозаводской улицы 3-го транспортного кольца. С востока к нему примыкает соседнее строение (д.23, к.2), с запада — здание литейного цеха (в настоящее время демонтировано).

Территория, занимаемая современным автомобильным заводом ЗИЛ, располагается к юго-востоку от исторического центра города. Первоначально владения принадлежали располагавшемуся рядом Московскому Симонову монастырю, в 1760-х гг. перешли в ведение Коллегии экономии. В 1797 году территория находилась в собственности архитектора Н.А. Львова. По его проектам здесь были выстроены землебитные строения, простоявшие вплоть до 1930-х годов. Кроме упомянутых домов архитектор построил завод по производству картона.

В начале XIX в. земля принадлежала министру полиции — князю А.Д. Балашеву.

В 1850-х гг. бывшее владение Львова значилось за купцом Поповым, позднее оно перешло действительному тайному советнику В.А. Дашкову.

В 1892 году участок приобрел П.П. фон Дервиз. На своей территории он провел железнодорожную «Лизинскую» ветку от ближайшей станции Казанской железной дороги (демонтирована в 1950-х гг.). Была устроена товарная станция Лизино. Устройство станции способствовало развитию заводского строительства.

В 1893 году на территории владений был основан завод инженера А.В. Бари, а в 1896 завод купца Альберта Гана.

Промышленный бум конца XIX века вызвал всплеск фабрично- заводского строительства в этом районе. На западе от «Тюфелевой рощи» в 1896 году основывается кожевенный завод торгового дома «Волк и Ко», недалеко от него в 1906 году выстраивается химический завод Русского акционерного общества «Шеринг».

В 1903-1908 годах по территории Тюфелевой рощи прошла Окружная железная дорога со станцией Кожухово. При строительстве часть земли, принадлежащая П.П. фон Дервизу, была отчуждена.

В 1916 г. вся значительная территория фон Дервиза была приобретена Товариществом на паях Автомобильного Московского завода, главным акционером которого был П.В. Рябушинский. Проект завода был разработан известным специалистом по промышленной архитектуре архитектором А.В. Кузнецовым. Конструктивная часть проекта разрабатывалась выдающимся инженером А.Ф. Лолейтом. Владельцами планировалось выстроить небольшой жилой поселок для рабочих и служащих, проект которых был заказан И.В. Жолтовскому. Возведенные постройки завода располагались между вновь проложенным Амовским проездом (ныне Автозаводская улица) и Лизинской веткой, которая ограничивала его с запада.

Автомобильный завод АМО был создан в 1916 г., национализирован в 1918 г. В декабре 1926 года директором завода был назначен И.А. Лихачев.

В 1928 году был выдвинут план расширения завода, который реализовался частично:      были расширены литейный, компрессорный, трансформаторный и сборочный корпуса. Выстроены новые корпуса: здание штампо-механического цеха, корпус литейной ковкого чугуна, здания столовой, завкома, амбулатории, второй сборочный корпус.

В ходе реконструкции были вырублены остатки Тюфелевой рощи, утрачены домики, спроектированные Н.А.Львовым, а также засыпаны озера.

Первого октября 1931 года завод открылся после реконструкции с новым названием — ЗИС, переименован в честь И.В. Сталина.

В 1934 году начался следующий этап реконструкции, который продолжился вплоть до 1937 года. Проект был разработан при участии таких архитекторов, как С. Муравьев, В. Златолинский, АИ. Мензебах, А.С Фисенко, А.Э Зильберг, Н.М. Морозов, Ю.Н. Гамбург и инженеров, в числе которых был М. Волчегорский, а также при консультации и сотрудничестве братьев Весниных. Территория завода была значительно увеличена. План реконструкции предполагал четкое разделение территорий на три зоны: общественная, производственная и подсобная. В ходе реконструкции были снесены жилые дома рабочих, построенных по проекту Жолтовского.

В 1956 г. завод переименовали в Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И.А. Лихачева (ЗИЛ).

В 1959 году начался длительный этап реконструкции. В ходе, которой была проведена перепланировка в Административном здании, а также разобрана Лизинская железнодорожная ветка.

На сегодняшний день на рассматриваемой территории сохранились два здания станции Кожухово, Алексеевский железнодорожный мост и здание заводоуправления АМО. «Существование» Тюфелевой рощи сохранилось в названии улицы «Тюфелева роща».

Главное административное здание завода АМО было построено в 1916- 1920 гг. по

проекту архитекторов А.В. Кузнецова, А.Ф. Лолейта и практиканта К.С. Мельникова.

Административный корпус завода имел симметричную композицию с кубической двухэтажной центральной частью, завершенной барабаном круглого в плане одноэтажного башенного объема с полуциркульными окнами, увенчанным невысоким куполом. К центральной части примыкают прямоугольные в плане крылья с выступающими небольшими ризалитами пристроек для лестниц в восточном и западном торцах здания.

Судя по архивным чертежам 1916 г. в подвальном этаже (благодаря понижению рельефа частично полуподвальном, имеющем небольшие прямоугольные окна в восточном крыле здания) предполагалось разместить кухню, буфет, столовую, читальню и ряд подсобных помещений. На первом этаже в центральной части здания располагалась проездная арка, ведущая на территорию завода, в которую выходили окна внутренних помещений, в т.ч. для швейцара (своеобразная проходная), а в западном крыле, в соответствии с экспликацией чертежа, располагался выставочный гараж.

В западном крыле здания, в части с двусветным залом, были устроены высокие арочные окна наподобие французских, с мелкой расстекловкой. В восточном крыле над прямоугольными окнами подвала также в три оси были сделаны полуциркульные оконные проемы. Окна 1-го и 2-го этажей декорированы веерным замковым камнем. Помещения центральной части в этом этаже и двусветного зала в западном крыле перекрыты коробовыми сводами на кессонированных и гладких подпружных арках.

Третий этаж предназначался для конторских помещений: в центральной части — кабинет директора, зал заседаний, приемная и канцелярия, в западном крыле размещалась чертежная, в восточном — бухгалтерия.

Судя по поэтажным планам и разрезу здания, выполненным в связи с устройством в нем красного уголка (архитектор В. Хитров), в квадратном помещении 4-го этажа был размещен музей, там же располагалась техническая библиотека-читальня, архив и книгохранилище.

В круглом башенном объеме с куполом помещался железобетонный бак емкостью 25 тыс. ведер, а также разборный и запасной баки такой же емкости.

В подвале под центральной частью здания располагались насосы, обеспечивавшие подъем воды в баки и ее распределение, а также котельная с запасами топлива, компрессоры, кладовая и помещение для смотрителя.

Парадная лестница была устроена в центральной части здания, второстепенные — в боковых пристройках-ризалитах.

Судя по архивным чертежам 1916-1924 гг., парадная лестница в центральной части здания (ныне «Лихачевская» лестница) была одномаршевой с забежными ступенями. Справа и слева ее фланкировали два объема — телефонной будки и шахты подъемника (лифта), соединяющего подвал со вторым этажом. К будке и подъемнику, расположенных в глубине входного вестибюля, от нижней ступени лестницы вели две площадки. В настоящее время объем будки, шахта подъемника и площадки по сторонам от лестницы утрачены. При одной из перестроек здания в середине XX в. лестница была расширена в пределах капитальных стен и утратила свое историческое декоративное оформление, ее ступени облицованы современным материалом — брекчия.

На северном (главном) и южном (дворовом) фасадах над балкой перекрытия пространства проездной арки в третьем этаже располагались большие полуциркульные окна, обрамленные западающим архивольтом, акцентирующие центрально-симметричную композицию объема всего здания. Такие же окна (ныне заложенные) были устроены на торцевых фасадах третьего этажа. Кроме того, над проездной аркой южного фасада был устроен открытый балкон с металлическим ограждением в каменных столбиках.

Остекление боковых крыльев на уровне третьего этажа устроено с помощью протяженных прямоугольных оконных проемов с небольшими кирпичными перемычками, образующих целостную горизонтальную композицию своей витражной расстекловкой.

Окна четвертого этажа небольшие, прямоугольные, четырех­шестичастные, в барабане башенной части, как уже отмечалось, небольшие полуциркульные.

Горизонтальное членение крыльев северного и южного фасадов подчеркнуто также междуэтажной тягой и венчающим раскрепованным карнизом, центральная часть завершается раскрепованным карнизом значительного выноса.

В 1927 году архитектор В. Хитров занимался устройством красного уголка в здании административного корпуса. В 1936 и 1960-х гг. были заложены полуциркульные окна третьего этажа на торцевых фасадах.

В 1950-е годы в здании была проведена внутренняя перепланировка, предположительно в это же время было перекрыто пространство проездной арки на 1-м этаже центральной части, а также изменена конфигурация парадной лестницы.