Кожуховский железнодорожный мост (бывший Алексеевский), 1905-1907 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. А.Д. Проскуряков, П. Рашевский

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Кожуховский железнодорожный мост (бывший Алексеевский), 1905-1907 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. А.Д. Проскуряков, П. Рашевский
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Новоданиловская наб. - Нагатинская наб.
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1905-1907 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н.
Описание объекта

Рассматриваемый объект Кожуховский железнодорожный мост располагается в Южном административном округе г. Москвы. Представляет собой стальной арочный железнодорожный мост через Москву-реку. Отделяет Новоданиловскую и Нагатинскую набережные.

Первоначально назывался Алексеевским, в честь наследника престола царевича Алексея. В XX в. переименован в Кожуховский, затем в Даниловский.

Мост был возведен в 1905-1907 гг. на месте моста, вероятно, сгоревшего в пожаре 1812 г. По проекту профессора Н.А. Белелюбского и инженера Н.А. Богуславского. Начальником работ был назначен П. Рашевский, декоративное оформление фасада было разработано архитектором А.Н. Померанцевым.

Из всех четырех мостов Московской окружной железной дороги был построен последним.

Ныне существующий мост представляет собой трехпролетное сооружение, опирающиеся на два речных и два береговых устоя (высота от нижнего пролетного устоя 9,35 м.

Каждый из пролетов представляет собой конструкцию, состоящую из двух усеченных пирамид, сложенных из металлических балок и ферм.

Проезжая часть мостов состоит из двух железнодорожных путей, по сторонам от них располагается проход для служащих станции.

Доступ на мост запрещен, огорожен колючей проволокой.

Устои (быки) овальные в плане, облицованы серыми каменными плитами, имитирующими циклопическую кладку. На одном из береговых устоев располагается памятная плита с фамилиями пректировщиков моста — инженеров Н.А. Белилюбского и Н.А. Богуславского.

Наиболее ярким пластическим элементом в облике моста являлся фасад (ныне утрачен), оформлявший въезд на мост. Согласно имеющимся чертежам в «Альбоме исполнительных чертежей МОЖД» он имел следующий вид.

Представлял собой двухпролетное арочное сооружение (под каждой из арок проходил железнодорожный путь) с богатым декоративным убранством.

Пролеты опирались на квадратные в сечении устои, оформленные филенками с лепными украшениями. Верхняя часть каждого устоя содержала металлический герб Москвы с Георгием Победоносцем. Устои были увенчаны сквозными башенками-пинаклями. Поверху, между двумя опорами располагалась аркада. Справа, в ее центральной части, над проездом размещалась плита с надписью «1904-1907». Над серединой аркады находился криволинейный аттик с волютами, пинаклями и пальметтой. Поле аттика занимало значительное по размерам рельефное изображение коронованного двуглавого орла. Аркада опиралась на массивные консоли с лепными украшениями в виде лавровых венков, перевитых лентами и вензелями царевича Алексея.

Левая арка имела аналогичное убранство. Единственным отличием являлась надпись на плите в центральной части аркады — здесь располагалась надпись «Алексеевский».

В центральном устое находился вход, фланкированный пилястрами и увенчанный треугольным фронтоном. Над ним располагалось окно с килевидным завершением, а еще выше, на уровне аркады скульптурный бюст царевича Алексея.

Сведения об архитекторах

Мост был построен по проекту инженера Н.А. Белелюбского (1845- 1922) — известного русского ученого в области строительной механики и мостостроения. Учился в таганрогской гимназии

(1862), затем в Петербургском институте инженеров путей сообщения. По окончании института работал в нем в качестве репетитора (1867). В 1873 г. был избран экстраординарным профессором по кафедре строительной механики. С 1878 г. профессор. С 1884 г. состоит деятельным членом международных совещаний и конгрессов по установлению однообразных способов испытания строительных материалов, являясь представителем от России в совете международного общества испытания материалов. Н.А. Белелюбский удостоен звания доктора-инженера

берлинской высшей технической школы, состоял действительным членом Академии Художеств.

Основал в Петербургском институте инженеров железнодорожного транспорта лабораторию по испытанию материалов, ныне носящую его имя. Лаборатория получила значение центральной станции для механического исследования строительных материалов. Белелюбский, в качестве представителя лаборатории, участвовал в выработке принятых в России новейших правил и условий приема строительных материалов, например цемента.

Руководил студентами по проектированию дипломных мостов, преподавал строительную механику и строительное искусство в горном институте и в институте гражданских инженеров. С 1895 г. читает курс испытания материалов в институте инженеров путей сообщения и в Высшем художественном училище при Академии Художеств. С 1906 г. на Высших Женских Политехнических курсах.

Автор проектов значительного количества мостов. Им первым была предложена конструкция свободных поперечных балок.

Осуществил проекты железнодорожных мостов: Александровский через Волгу у Сызрани (13 пролетов по 50 саженей; общая длина 1483,13 м), через Днепр у Днепропетровска (15 пролетов по 39 саженей, общая длина 1248,39 м), через Уфу и Белую на Самаро-Златоустовской железной дороге, через Иртыш, Тобол, Ишым, Обь и другие реки на Транссибирской железной дороге, через Дон на Юго-Восточных железных дорогах, через Бузан (рукав Волги) у Астрахани на Рязано-Уральской железной дороге Рязано-Уральской железной дороге, через Волгу у Свияжска (6 пролетов по 75 саженей, общая длина 960,3 м). Белелюбским спроектированы также городские и шоссейные мосты: через Мету в Боровичах, через Днепр в Смоленске, через Вилию в Вильне через Русановский проток в Киеве и через Неман у Олиты. Лично Н. А. Белелюбским и под его руководством разработано больше 100 проектов больших мостов. Общая длина мостов, построенных по его проектам, превышает 17 км.

Белелюбским был опубликован ряд работ, касающихся расчета и проектирования мостов: перевод сочинения Лесля и Шюблера «Расчет ферм железных мостов» (2 части, 1868, 1871 гг.); «Строительная механика» (лекции, 1895); брошюры на русском и немецком языках по разным вопросам мостовой практики; таблицы для подбора сечений и исчисления веса при проектировании железных сооружений, многие статьи в «Журнале министерства путей сообщения» (1911 — «Что знают за границей о русских мостах?»; ранее того: «Мостовые этюды» — о скалывающих силах и др.), «Записки Императорского русского технического общества», «Известия собрания инженеров путей сообщения» и в разных технических журналах на французском, немецком и английском языках.