Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Крымский мост, 1936-1938 гг., арх. А.В. Власов, инж. Б.П. Константинов
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, Крымский Вал
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1936-1938 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Власов А.В.
Описание объекта

Крымский мост расположен на месте Никольского деревянного моста через Крымский брод, построенного в 1789 г. В 1870-е гг. Никольский мост заменили металлическим с двумя решетчатыми балочными пролетными строениями (автор проекта инженер В.К.Шпейер), который в свою очередь, в 1936 г. передвинули вниз по течению Москвы-реки и затем разобрали.

Взамен построили Крымский мост, получивший свое название от древнего Крымского брода, через который переправлялись крымские татары при набегах на Москву.

Строительство пяти новых мостов стало составной частью Генерального плана реконструкции и развития Москвы, принятого в 1935 году. Генплан предусматривал (в связи с намечавшимся открытием канала Москва — Волга) застройку набережных многоэтажными жилыми и общественными зданиями, облицовку гранитом, расширение проезжей части, сооружение пристаней для речных судов. Подлинным украшением города стали новые мосты, чьи высокие пролеты способны пропускать большие пассажирские теплоходы и грузовые суда. Москва становилась «портом пяти морей», и вся водная инфраструктура города

должна была соответствовать этому высокому статусу. Волжская вода по 128-километровому каналу пришла в Москву весной 1937 г., а торжественное открытие Крымского моста состоялось 1 мая 1938 года.

Крымский мост, чей редкий принцип конструкции инженер Б.П.Константинов отчасти заимствовал у моста через р. Рейн в г. Кельне, является одним из самых эффектных и изящных среди крупных цепных мостов Европы.

По градостроительному замыслу архитектора А.В.Власова Крымский мост являлся частью торжественного и парадного входа в спроектированный им ЦПКиО им. М. Горького.

Архитектурный образ Крымского моста создается, в первую очередь, прекрасным воздушным силуэтом. Декоративное убранство моста играет вспомогательную роль. Пилоны, выполненные в виде ростральных колон, украшенных корабельными носами, а также светильники на въезде со стороны Крымского вала, напоминающие фонари маяков, явно иллюстрируют популярный в то время тезис «Москва — порт пяти морей».

Крымский мост является одним из репрезентативных образцов стиля «конструктивизм» Москвы конца 20-ых сер. 30-ых гг. XX вв.