Наименование объекта | Наземный вестибюль, 1944 г., станция метрополитена «Бауманская», арх. Зенкевич Ю.П., Иофан Б.М., худ. Бородиченко В.Ф., скульптор Рабинович М.М. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Москва, Бауманская ул., д. 35 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1944 год |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Зенкевич Ю.П., Иофан Б.М. |
Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена открыта 18 января 1944 года как продолжение Арбатско- Покровского радиуса от Курского вокзала до района Измайлово (третья очередь строительства). Архитектором станции стал Б.М. Иофан, соавтором архитектор Ю.П. Зенкевич, инженеры-конструкторы — Б.М. Прикот, Б.В. Грейц. Стация имеет один наземный вестибюль. В его проектировании принял участие также архитектор В.В.Пелевин. Наземный вестибюль представлял собой отдельно стоящее сооружение, главный фасад выходил на улицу Бауманская. В плане применено оригинальное решение, смягчающее расположение станции под углом к трассе. Перед главным залом вестибюля расположен еще один, треугольный в плане. Такой план позволил создать фронтальную композицию вестибюля.
Проектное название станции было «Спартаковская», по одноименной улице, расположенной рядом. Темой оформления должно было стать восстание Спартака в Древнем Риме. С началом Великой Отечественной войны тема оформления была изменена, станция названа в честь революционера Н.Э. Баумана, темой оформления стало единство фронта и тыла в борьбе с врагом.
Проектирование и строительство станции началось еще в 1937 году, но с 1941 года работы были прекращены и возобновлены только в начале 1943 года.
Станция «Бауманская» глубокого заложения, находится на глубине 32,5 м. Построена по типовому проекту — пилонная, трехсводчатая. Станция соединена с наземным вестибюлем тремя лентами эскалаторов. На данный момент эскалаторы станции «Бауманская» — самые старые в Московском метро, изготовленные и смонтированные в 1944 году.
В ходе строительства во время войны тема художественного оформления станции была коренным образом изменена, что повлияло на весь характер сооружения. Над восточной стеной главного (кассового) зала вестибюля высечена цитата И. Сталина: «Фронт и тыл представляют у нас единый и неразделимый боевой лагерь», которую можно считать заглавной темой оформления.
Вестибюль сооружен в виде высокого здания, объединяющего два объема — центральный зал (крестообразный в плане) и автоматный зал (треугольный в плане). Главный фасад представляет собой высокий монументальный портал с четырьмя ребристыми колоннами в центре и открытой лоджией. Вестибюль рассчитан на фронтальный обзор и с ракурсов со стороны главного фасада. Пилоны портика, как бы «расслаивающиеся» по краям, облицованы лабрадоритом,
также как и фасад лоджии. По бокам лоджии устроены ниши-экседры с полукруглыми скамьями. Ниши облицованы мозаикой из светлого мрамора. Главный и боковой фасады первоначально были облицованы белым камнем, замененным в 1960-х годах на большемерные керамические блоки. Задние фасады оштукатурены.
В лоджии на фасаде вестибюля, над главным входом расположен барельеф, изображающий защитников Москвы (скульпторов М.Г. Лысенко, Л. Муравьина). Зрительно он поделен на три части: слева партизаны, в центре солдат и матрос, справа летчики. Барельеф выполнен из гипса, сверху окрашен краской-«серебрянкой». Первоначальная окраска была выполнена краской на основе бронзовой пудры. Над входом установлены металлические буквы с названием станции.
Внутри вестибюль состоит из двух залов — автоматного (треугольного в плане) и кассового (крестообразного в плане). Стены вестибюля облицованы теплым розовато-серым мрамором из Газганского месторождения. Цоколь стен выполнен из лабрадорита. В 1956 году деревянные кабины касс были заменены на кирпичный павильон, облицованный мрамором «Газган».
В 1947 году над наклонным (эскалаторным) ходом, на восточной стене центрального зала вестибюля была установлена смальтовая мозаика «Знамена победы» (худ. И.М. Рабинович).
Кассовый зал перекрывает массивный купол, опирающийся на плоское перекрытие в углах. В центре купола первоначально висел круглый плоский светильник, еле заметные следы крепления которого можно наблюдать в центре купола. Первоначально в основании купола были утроены круглые световые ниши. Позже они были заделаны и сверху укреплены рельефы в виде звезд с лентами между ними. Плоские части перекрытия кассового зала имеют рельеф в виде расходящихся лучей. У стен по потолку идет гладкий фриз с небольшими круглыми розетками. Вдоль стен проходит венчающий карниз с триглифно-метопным рельефом с пальметтами. В проходах центрального зала по четырем сторонам расположены по три круглых кессона, в которых ранее располагалась скрытая подсветка. В настоящее время там укреплены по пять подвесных шарообразных светильников на каждом проходе. Автоматный зал имеет плоское перекрытие с профилированным венчающим карнизом. С широкой стороны зала в своеобразной нише, образованной двумя проемами, в перекрытии заметны следы утраченных светильников. Также следы утраченных потолочных светильников видны в перекрытиях тамбуров бокового фасада.