Николаевский железнодорожный мост (ныне Краснолужский), 1905-1907 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. Л.Д. Проскуряков, П.Я. Каменцев

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Николаевский железнодорожный мост (ныне Краснолужский), 1905-1907 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. Л.Д. Проскуряков, П.Я. Каменцев
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Бережковская наб. - Новодевичья наб., (перенесен к Титовскому проезду и 1-й Фрунзенской улице)
Вид объекта нежилое здание
Датировка -
Правоустанавливающие документы -
Современное значение -
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н.
Описание объекта

Рассматриваемый объект — Николаевский железнодорожный мост (позднее Краснолужский мост, ныне пешеходный мост Богдана Хмельницкого) в настоящее время соединяет Бережковскую и Ростовскую набережные близ Киевского вокзала.

Мост был построен в 1905-1907 гг. как часть Малого кольца Московской железной дороги через Москва-реку и первоначально располагался между станцией Воробьевы горы и полустанком Потылиха, между современными Лужнецкой и Бережковской набережными.

Проект был выполнен инженером Л.Д. Проскуряковым, начальником работ был П.Рашевский, декоративное оформление опор арочных мостов было разработано архитектором А.Н. Померанцевым.

Согласно имеющимся чертежам в «Альбоме исполнительных чертежей МОЖД», мост первоначально был арочным трехпролетным.

Арки опирались на четыре мощных устоя, к которым примыкали путепроводы над набережными. Проезжая часть мостов была расположена по центру.

Устои были решены в виде квадратных в сечении пилонов, облицованных камнем. Нижняя часть устоя была оформлена циклопической кладкой, верхняя облицована плоскими каменными плитами. Входы в галерею были украшенывеерные клинчатые перемычки. Над каждой аркой прохода располагалась филенка с гирляндой, с одной из сторон вместо гирлянд располагались прямоугольные филенки с надписями «1905» и «1907», над филенками — металлический рельеф с растительным орнаментом. Завершение устоев было оформлено широким карнизом с гутами, оградой в небольших каменных базах, ступенчатым шатром и шаром.

Боковые устои, меньшие по размеру, в верхней, проездной части были решены в виде установленного на круглую в сечении опору шара. Проезжая часть моста огораживалась ажурной чугунной оградой в каменных столбах.

Пролеты арок были облицованы каменными плитами, в центре каждой арки располагался литой герб с двуглавым орлом.

В 1954-1956 гг. была

произведена реконструкция моста (проект инж. А.В. Счастнев, арх. Б.М. Надежин), связанная со строительством спортивного комплекса в Лужниках, и необходимостью реставрации береговых пролетов и устройства дополнительных проездов к стадиону.

Согласно проекту реконструкции были разобраны и отнесены на 22 метра крайние устои моста на обоих берегах. Там, где прежде была насыпь, установили новую промежуточную опору, которая дала возможность устроить на берегу два путепровода.

В 2000-е гг. металлическая арочная конструкция Краснолужского моста была демонтирована, и перенесена баржами на новое место, между Бережковской и Ростовской набережными близ Киевского вокзала, и использована для строительства нового пешеходного моста. На историческом местоположении Краснолужского моста в 2001 г. был возведен железнодорожный Лужнецкий (Новый Краснолужский) мост, с использованием устоев нач. XX в., также на это месте сохраняются путепроводы на обеих набережных, в оформлении моста использовано историческое ограждение.

Рассматриваемый ныне существующий пешеходный мост был построен в 2000-2001 гг., по проекту Е.Г. Гапонцева (ОАО «Гипротрансмост») с использованием арки 1907 г. Краснолужского железнодорожного моста, которая является основной несущей конструкцией. Устои моста выполнены из железобетона и вынесены с набережных в русло реки, ширина которой в этом месте превосходит длину арки.

В 2004 г. переименован в мост Богдана Хмельницкого.

В настоящее время мост полностью остеклен, что скрывает истинные очертания и конструкцию арки. Архитектурная обработка новых устоев и пролетов над набережными имитирует облик старого Краснолужского моста. Металлические ограждения моста также лишь стилизованы под исторические. Со стороны Киевского вокзала вход на мост оборудован эскалатором, а на противоположном берегу установлен лифт-подъемник.