Наименование объекта | Палаты Нарышкиных, 1690 г. (часть — кельи), ансамбль Высоко-Петровского монастыря |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Москва, ул. Петровка, дом 28, строение 6 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1690 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Строительство корпуса Братских келий связано с важнейшим в истории Высоко-Петровского монастыря этапом формирования монастырского ансамбля, инициированного в конце XVII века государственным заказом.
В первой половине 70-х гг. XVII в. существовавшему с XIV в. Высоко- Петровскому монастырю Кириллом Полуектовичем Нарышкиным был подарен двор, граничивший с прежним монастырским владением у Петровских ворот Белого города. По установившейся научной традиции считается, что к этому времени на дворе Нарышкиных уже имелись каменные палаты и кирпичная ограда. В связи со строительством на монастырской территории новых каменных церквей с обширными трапезными (Боголюбской иконы Божией Матери и св. Сергия Радонежского Чудотворца) и разборкой прежних деревянных служебных корпусов, в 1680-е годы возникла необходимость в строительстве нового корпуса братских келий и монастырских служб, которые были перенесены на вновь присоединенную территорию южного (служебного) монастырского двора. Строительство каменного здания общими (примерными) габаритами 35×6 сажен с «деревянным верхом» было завершено к 1690 г. Южным фасадом здание выходило на линию проезда к Петровским воротам (в дальнейшем и до настоящего времени — ул. Петровка), его выразительная архитектура отвечала общему замыслу создания репрезентативного облика ансамбля монастыря и демонстрировала значение старинного рода бояр Нарышкиных в структуре нового царствования Петра I. Работы по созданию ансамбля с середины 1680- х до начала 1700-х гг. производились на государственные средства многочисленными подрядчиками из числа вотчинных крестьян, а также мастерами-художниками, состоящими на службе государевой Оружейной палаты. Имена строителей корпуса Братских келий остались неизвестны; руководство работ по обустройству монастыря с 1680 до 1725 гг. возлагалось на московских подрядчиков Текутьевых.
Установившееся для здания название «палаты Нарышкиных» возникло в связи с тем, что, по мнению предшествующих исследователей, в новый корпус братских келий были включены остатки городской усадьбы, принадлежавшей Нарышкиным. После окончания строительства продолжалось приспособление корпуса для монастырских нужд — в 1701 г. в северной части здания оборудуется казначейская келья; после пожаров, в связи с повреждениями архимандричьих келий, в каменные палаты корпуса Братских келий на время перебирались настоятели монастыря.
Во время пожара монастыря 1703 г. верхний «деревянный верх» на корпусе обгорел, но вскоре был восстановлен; и во время пожара 1712 г. сгорел совершенно. При ремонте после пожара в кельях были устроены новые полы, дощатые чуланы, произведена замена рам; кровля, как и первоначально, была выполнена из теса. Верхние переходы по галерее вдоль дворового фасада здания отремонтированы не были, поэтому в 1735 г. пришлось выстилать их вместо лещади досками. Крупный ремонт корпуса келий проходил в 1746 г., когда здание было покрыто железом, произведена вычинка фундаментов и декора фасадов, полов и сводов в жилых помещениях, произведена перепланировка келий, была заложена часть окон на уличном и дворовом фасадах, исправлены и покрыты лещадью полы галереи вдоль дворового фасада, к этому времени частично обвалившейся.
Большой ремонт здания был предпринят в 1776 г., когда чинился белокаменный цоколь, декор фасадов, галерея. В XVIII в. в нижнем этаже корпуса размещались склады, чуланы, монастырская больница и хлебопекарня; в верхнем — кельи монахов.
В 1817-1819 гг. в монастыре организовали семинарское училище, которому отводилась часть 2-го этажа южных келий. В 1822 г. сюда же было перемещено Духовное училище из Московского Заиконоспасского монастыря. В связи с этим в помещениях были произведены новые переделки по плану и по смете архитектора Козакова. При приспособлении помещений под училище устраивались лестницы между этажами, в одной из келий была пробита дверь в капитальной стене и сделана еще одна новая дверь на галерею. В 1825 г. ремонтировались своды галереи.
К 1840 г. к северному торцу здания пристроили деревянное двухэтажное помещение для ретирад; в 1886 г. их заменили каменными, тоже двухэтажными. Еще одна ретирада находилась на южной части дворового фасада — в углу между Братским корпусом и основанием Пахомиевской церкви.
В 1872 г., когда в монастыре разместилась Епархиальная библиотека, южный торец корпуса с прилегающими к нему помещениями по Крапивинскому переулку, был приспособлен для ее нужд. В первом этаже организовали книжный магазин Епархиальной библиотеки, для чего между корпусом и Пахомиевской церковью возвели каменную пристройку с тремя
окнами.
Наиболее крупные переделки произошли в корпусе келий в 1876 г., когда нижний этаж приспосабливался под торговые помещения. На уличном фасаде 1-го этажа были пробиты 9 крупных витринных оконных проемов, что существенно изменило облик здания.
В 1890 г. к северному фасаду корпуса пристроен 3-х этажный жилой дом, предназначавшийся для проживания монастырской братии. Актуальность этой постройки определялась тем, что к концу XIX в. бывшее здание Братских келий («Нарышкинские палаты») фактически утратило свою первоначальную функцию, превратившись в доходный дом монастыря. Все его помещения от подвалов до верхних этажей сдавались в аренду; их частичная перестройка велась теперь исходя не из нужд монастыря, а в зависимости от потребностей арендаторов. В первом десятилетии XX в. из Братского корпуса были выведены Епархиальное училище и библиотека.
По данным Страхового свидетельства 1908-1911 гг. бывший Братский корпус — «каменное 2-х этажное здание, крытое железом, снаружи не оштукатурено, внутри оштукатурено; занят мелкими средними квартирами, часть квартир сдают от себя комнаты отдельным жильцам; в 1-ом этаже помещаются торговые помещения (булочная, пекарня, красильня, шляпная мастерская, чайная и проч.); потолки сводчатые, частью под сводами устроен второй потолок; пол дощатый, дубовый паркет и плитки; отопление: голландские печи и русские, в пекарне пекарские печи; окна и двери обыкновенные, столярной работы, крашены масляной краской». Примыкавшая со двора галерея состояла из двух частей. Северная ее половина была двухэтажной «деревянной на каменных столбах; к ней примыкала железная пожарная лестница, устроенная в 1898 г. Южная часть бывшей галереи стала к этому «каменной, 2-х этажной, крытой железом», поскольку ее наружная стена во вором этаже в 1902 г. была выложена из кирпича.
После революции здание частично сохранило административное и коммерческое использование — в 1-м его этаже по-прежнему располагались конторы и магазины, а 2-й был обращен в плотно населенные коммунальные квартиры. В 1920-е гг. внутридворовая галерея была надстроена деревянными стенами и покрыта железом. В довоенные годы внутри здания производилась внутренняя перепланировка, заменялись первоначальные заполнения оконных и дверных проемов, постепенно разбирались и исчезали старинные изразцовые печи. К концу 1940-х гг. здание пришло в полную ветхость и по своему аварийному состоянию предполагалось к сносу.
В послевоенный период ансамбль исторических зданий Высоко- Петровского монастыря, как выдающийся памятник русского зодчества, перешел в непосредственное ведение Министерства культуры РСФСР, организовавшего мероприятия по спасению уникального ансамбля. Одним из первых был предназначен к реставрации бывший Братский корпус («Палаты Нарышкиных»). В 1951-1959 гг. Московской специальной научнореставрационной и производственной мастерской были проведены инженерные исследования и разработан проект реставрации здания (архит. Б.П. Дедушенко и др.), по которому было заменено 2/3 фундаментов, заложены 9 витрин торговых помещений по ул. Петровке, отреставрирован декор, восстановлена внутридворовая галерея, укреплены металлические связи, своды 1-го и 2-го этажей, реконструирована крыша и конструкции, надстроены верхние части стен, карниз, завершения наличников оконных проемов 2-го этажа.
С конца 1970-х до начала 1990-х гг. Б.П. Дедушенко (в должности ГАПа) имел возможность продолжить работы по воссозданию первоначального облика памятника в рамках творческого коллектива (АРМ-4) института «Спецпроектреставрация» научно-производственного объединения «Росреставрация». В этот период проводились дополнительные натурные исследования памятника, реставрация декора фасадов, работы по улучшению гидроизоляции и др. Исследовательские и производственные работы на памятнике сопровождались в этот период историко-архивными и библиографическими изысканиями, проводимыми искусствоведом Н.В. Г алактионовой.
До 1994 года в здании располагались Государственный литературный музей, Российский музейно-выставочный центр «Росизо» и Государственный хореографический ансамбль «Березка». В 1994 году распоряжением Президента Российской Федерации от 14декабря 1994 г. № 632-рп сооружения Высоко-Петровского монастыря в г. Москве были переданы Московской патриархии Русской православной церкви в бессрочное и безвозмездное пользование.
Последняя реставрация здания проводилась в 2004-м году по уличным — главному (западному) и южному фасадам.
В настоящее время в здании располагается Отдел катехизации и религиозного образования РПЦ Московского Патриархата