Наименование объекта | Павильон «Колхозный дом культуры на ВВЦ» (ВДНХ), 1954 г., арх. Авдотин Л.Н., Корнеев Ю.П., Копарин В.И., комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Москва, просп. Мира, д. 119, стр. 84 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1954 год |
Правоустанавливающие документы | Приказ Министерства культуры РФ от 01.06.15 № 1693, Распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 18.11.15 № 521 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | выявленный объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Авдотин Л.Н., Копарин В.И., Корнеев Ю.П. |
Объект расположен на территории ВДНХ.
Открытие Выставки (тогда ВСХВ) 1 августа 1939 г. рассматривалось руководством страны, как демонстрация успехов социалистического хозяйства, как своеобразный парк достижений советского сельского хозяйства и промышленности. Проект Выставки воплощал возможности и «реалии» социализма на «одной шестой части земли». Во время Великой Отечественной войны ВСХВ не работала. В конце 1940-х годов началась ее реконструкция. Возобновление постоянной сельскохозяйственной выставки в Москве относится к февралю 1947 года, в период завершения послевоенной разрухи и восстановления народного хозяйства. Выставка получила новые границы с приращением 70-ти гектаров за счет сноса застройки села Алексеевского и присоединения ранее заболоченного участка с ручьями, оврагами и заняла территорию в 207 га. Новый генеральный план развития Выставки был утвержден правительством. Этот генеральный план Выставки был создан на базе довоенного плана, но со значительными изменениями, с частичным использованием существовавшей планировки и застройки. При этом принципиальная схема функционального зонирования была сохранена. В отличие от 1939 г., в новой реконструкции Выставки возобладала тенденция к возведению капитальных сооружений. По сравнению с 1939 годом количественно выросла группа союзных павильонов и составила 16 зданий. Среди вновь построенных зданий были павильоны «Сибирь», «Северный Кавказ», «Поволжье». На площади Колхозов появились павильоны Прибалтийских республик и Молдавии. Ранее выстроенные павильоны союзных республик были обновлены.
В восточной части территории Выставки, неподалеку от улиц Сергея Эйзенштейна и Вильгельма Пика и Северного (бывшего Главного) входа, был устроен сектор с постройками колхозного села — эталонными зданиями сельского совета, дома культуры, правления колхоза, детского сада, яслей, школы, сельского магазина, чайной, почтового отделения, типовой машинно-тракторной станции. В отличие от комплекса образцовых колхозных построек довоенного времени «Новое в деревне», в который входили здания простой рациональной архитектуры, необходимые для советского сельскохозяйственного поселения: сельсовет, клуб, школа, родильный дом, правление колхоза, колхозный хозяйственный двор и машинно-тракторная станция (МТС), комплекс 1950-х гг. был трактован в более парадно-представительском стиле. Композиционно он в полной мере следовал традиции классической русской усадебной архитектуры, в свою очередь, опиравшейся на традиции палладианства, и в советское время наиболее полно выразившейся в архитектурной школе И.В.Жолтовского.
Исследуемое строение № 84 было спроектировано и выстроено в течение одного строительного периода с 1952 по 1954 как образцовый колхозный дом культуры и вместе с двумя расположенными рядом одноэтажными строениями сельсовета и правления колхоза образовал своеобразный парадный мини-ансамбль в репрезентативном классическом стиле, ориентированный на «красную» линию одного из круговых транспортных проездов вокруг анфилады центральных площадей и обладающего симметричной планировкой. В центре стояло исследуемое строение № 84 — Колхозный Дом культуры, фланкируемое по бокам одноэтажными объемами-флигелями. Эти три здания были спроектированы отраслевой проектной организацией — ГИПроНИИСельхоз. Авторами проекта Дома культуры (стр. №84) стали молодые архитекторы Л.Н.Авдотин, Ю.П.Корнеев и В.П.Копарин. Судя по сохранившемуся изображению 1954 года, первоначально крыши всех трех зданий были покрыты красной черепицей. В сочетании с белеными фасадами это, несомненно, делало их весьма нарядными. Центр образуемого парадного двора был занят партерным цветником, изображения которого сохранились на исторических фотографиях середины 1950-х гг.
В целом ансамбль представляет собой хорошо сохранившийся образец сдержанного, монументального, классицистического в своей основе «большого» стиля, характерного для конца 1940-х и первой половины 1950- х гг. Как ансамбль в целом, так и каждый из входивших в его состав элементов призван был воплощать собой идеализированное представление о жизни колхозного села и его отдельных институтов, и служить тем самым мощным орудием агитационного и идеологического воздействия на посетителей выставки — как, впрочем, и большая часть остальных павильонов ВСХВ — ВДНХ.
Первоначальное функциональное назначение исследуемого здания должно было совмещать в себе две функции, связанные друг с другом лишь опосредованно — как внедрение в колхозную жизнь новой культуры не только в общепринятом, гуманитарном значении этого термина, но и в узкоспециальном, понимаемом как культура ведения сельского
хозяйства. Именно поэтому в здании изначально были выделены две функциональные зоны — зона растениеводческой и животноводческой лабораторий и зона собственно Дома культуры, каждая с отдельным входом. В архиве ВДНХ сохранилась проектная документация, в составе которой подробно охарактеризовано функциональное назначение отдельных помещений. Зона сельскохозяйственных лабораторий располагалась на 1-м этаже в северной части здания, имела оборудование для проведения опытов и помывочную. Зона Дома культуры включала библиотеку с читальным залом, помещения для кружковой работы и большой, парадно оформленный зрительный зал на 360 человек, со сценой и засценными помещениями, большим двусветным фойе и гардеробом. Рядом с гардеробом имелся отдельный вход для зимнего времени, снабженный тепловым тамбуром. В летнее же время вход в большое фойе зрительного зала осуществлялся непосредственно с лоджии главного фасада. Выход из зрительного зала был предусмотрен через независимые дверные проемы, расположенные непосредственно в зале с противоположной от входа стороны. В здании также были предусмотрены склады спортивного и сельскохозяйственного инвентаря, музыкальных инструментов и кинопроекционная.
Архитектурно здание Дома культуры было решено в параднорепрезентативном стиле, с обилием лепных украшений по фасадам и интерьерам, бронзовыми осветительными приборами, филенчатыми дверными полотнищами, деревянными настенными панелями и пр. Композиция здания в целом напоминает сложившийся к этому времени в советской архитектуре тип культурно-зрелищного учреждения, разработанный в мастерской И.В.Жолтовского, сохранившимися образцами которого в Москве служат, например, здания кинотеатров «Слава» (на шоссе Энтузиастов) и «Победа» (на Абельмановской улице). Подобные по архитектуре здания клубов, домов культуры и кинотеатров в это время в большом числе строились в Советском Союзе.
Как в общем характере декора фасадов (особенно главного) и интерьеров здания, так и в сюжетной составляющей мотивов лепного убранства (серпы, звезды, снопы колосьев и пр.) отразился прекрасный утопический образ идеального советского будущего, начинающего воплощаться в реальность настоящего уже непосредственно здесь, на территории Выставки. Каждое здание здесь — дворец, воплощающий некую сказочную народную мечту об идеале, не последнее место в которой занимает представление о богатстве и общем раблезианском изобилии, выстроенных в некие упорядоченные, классицизирующие формы, воплощающие властную незыблемость и гармонию. В ряду построек ВСХВ- ВДНХ здание Дома культуры не обладает самым богатым и сложным декором, но тем не менее, оно полностью встраивается в ее общую архитектурно-художественную концепцию.
До настоящего времени в целом сохранилось композиционное решение и декоративное оформление фасадов Дома культуры. Лепной декор фасадов сохранился, но требует расчистки от многочисленных слоев позднейших покрасок. Сохранились двупольные филенчатые входные двери и некоторые внутренние, с прибором, а также исторические столярные заполнения оконных проемов.
В интерьерах сохранилась декоративная отделка двусветного парадного вестибюля и вестибюля с гардеробом, зрительного зала и некоторых иных помещений. Некоторые комнаты для кружковых занятий и административного назначения отремонтированы с применением современных материалов.
В течение всех последующих периодов существования и развития ВСХВ — ВДНХ — ВВЦ и снова ВДНХ, несмотря на неоднократную смену общей концепции Выставки и функционального назначения отдельных павильонов, многочисленные утраты и нововведения, здание исследуемого павильона № 84 сохраняло свою первоначально заложенную в проекте функцию практически без изменений. В нем до сих пор функционирует Дом культуры ВВЦ-ВДНХ. Все проведенные планировочные изменения были связаны с изменением функционального назначения отдельных помещений, модернизацией инженерных систем и не затрагивали капитальных строительных конструкций.
До настоящего времени в целом сохранилось композиционное решение и декоративное оформление фасадов Дома культуры. Лепной декор фасадов сохранился, но требует расчистки от многочисленных слоев позднейших покрасок. Сохранились двупольные филенчатые входные двери и некоторые внутренние, с прибором, а также исторические столярные заполнения оконных проемов.
В интерьерах сохранилась декоративная отделка двусветного парадного вестибюля и вестибюля с гардеробом, зрительного зала и некоторых иных помещений. Некоторые комнаты для кружковых занятий и административного назначения отремонтированы с применением современных материалов.