Наименование объекта | Павильон «Радиоэлектроника и связь» (бывший Поволжья), 1954-1956 гг., арх. Яковлев Е.В., Шошенский И.М., комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Москва, просп. Мира, дом 119, строение 15 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1954-1956 года |
Правоустанавливающие документы | Приказ Министерства культуры РФ от 01.06.15 № 1693, Распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 18.11.15 № 521 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Шошенский И.М., Яковлев Е.В. |
Территория ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ, находится на северо-востоке Москвы, в Ростокинском районе, рядом с Останкинским парком.
С древних времен этот равнинный участок представлял собой широкую отлогую долину реки Яузы с ее правыми притоками — Черменкой, Лихоборкой, Каменкой, Копытовкой. Трасса Ярославской дороги, проходившая через нее, сложилась уже в XIII веке. Древнейшим поселением в этих краях названо село Ростокино. В XVII веке здесь стали появляться дворянские загородные усадьбы, в том числе сохранившаяся усадьба Шереметьевых — Останкино с огромным парком и прудами; царская усадьба Алексеевское, приписанная ко дворцовому ведомству в 1670 году.
В 1779 году по проекту инженера Ф. Боуэра вдоль Ярославской дороги началась прокладка первого московского водопровода, берущего свое начало в Мытищах. Для него через реку Яузу в 1783 году был построен кирпичный акведук. К середине XIX века в этом районе стала складываться мелкая промышленность, но в целом район оставался малоосвоенным и малозаселенным.
Активизация освоения этой территории началась в 1930-х годах, когда на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников, проходившем 11-17 февраля 1935 года, было принято решение о проведении новой сельскохозяйственной выставки к 20-летию Октябрьской революции. Нарком земледелия М.А. Чернов назвал будущую новую ВСХВ «выставкой нашей колхозной деревни и наших совхозов», вспомнив ВСХВ 1923 года, которая демонстрировала единоличные крестьянские хозяйства. Наркомату земледелия и Моссовету было поручено найти подходящее место для выставки. Первоначально был предложен участок около Тимирязевской академии. Затем стали рассматриваться остальные участки, которые располагались примерно на одинаковом расстоянии от центра города вдоль паркового кольца утвержденного генплана 1935 года. Долгие поиски привели к оптимальному решению. В связи со значительным уменьшением ассигнований на строительство была выбрана малоосвоенная территория в районе Останкино — между Останкиным, Алексеевским, Ростокиным и Леоно-вым. Плоский, ровный рельеф делал затраты на вертикальную планировку минимальными, близость железнодорожной ветки облегчала подвоз строи-тельных материалов и в дальнейшем — экспонатов. Так как район был малозаселен, то и расселение было достаточно несложной проблемой.
Постановление СНК № 1821 от 17 августа 1935 года окончательно закрепило эту территорию за ВСХВ. В созданный выставочный комитет вошли под председательством М.А. Чернова: И.Е. Коросташевский (зам. по строительству), Я.Б. Збарский (зам. по организации выставки), А.И. Муралов и др. На многие должности по организации ВСХВ-1937 года были привлечены специалисты, принимавшие участие в выставке 1923 года — М.Е. Шефлер (председатель выставкома 1923 года), А.Г. Брагин (директор выставки 1923 года). Главным архитектором выставки был назначен В.К. Олтаржевский, бывший в 1923 году заместителем главного архитектора А.В. Щусева. Олтаржевский возглавил проектную мастерскую при выставкоме, в задачи которой входило составление генерального плана и проектов основных павильонов. На объявленный закрытый конкурс было представлено 11 проектов, но предпочтение было отдано проекту группы Олтаржевского, который обобщил результаты прошедшего конкурса и подготовил окончательный генплан ВСХВ. Главной задачей генплана было обеспечение возможности осмотра всей выставки в кратчайшие сроки и создание неординарного композиционного решения. Существует со-временная гипотеза, что Олтаржевский взял за композиционную основу ВСХВ генплан Всемирной выставки в Париже 1900 года. Довольно протяженную экспозицию архитектор разделил на три основных участка: входную площадь, площадь Народов и производственный центр сельского хозяйства. Расположение площадей, их размеры были продиктованы характером выделенной под застройку местности. Этот проект генплана был одобрен постановлением Совнаркома от 21 апреля 1936 года. Открытие выставки поручалось провести в день Конституции СССР — 6 июля 1937 года. В мае 1936 года, исходя из принятого генплана вы- ставкомом, была утверждена окончательная схема размещения павильонов на выставке и программа показа всей выставки 1937 года, состоящая из семи основных разделов. Проект комплекса будущих павильонов масштабом и деталями явно напоминал выставку 1923 года, где павильоны строились в «народном» стиле из типовых деревянных элементов. Строительство выставки шло трудно — не хватало квалифицированных рабочих, низкое качество работ приводило к многочисленным переделкам. Временный характер павильонов диктовал и материал — деревянные типовые элементы. К февралю 1937 года были закончены только основные работы по благоустройству территории — осушена площадка, проложена водопроводная и канализационная сети. Срок открытия выставки перенесли на 15 августа 1937 года. Затем постановлением СНК № 660 от 22 апреля 1937 года открытие было отложено до 1августа 1938 года. Факт срыва сроков подготовки выставки к юбилею революции был налицо, кроме того, когда все фасады павильонов были уже готовы, стало ясно, что ансамбль выставки не выглядит столь впечатляюще, как было задумано изначально. Поэтому на выставке было решено построить еще ряд павильонов на площади Народов. В мае 1938 года строительство выставки было передано НКВД и к работам привлечены заключенные. Часто менялись главные художники выставки: В. Стен- берг, JI. Лисицкий, В.Шестаков и наконец должность главного художника занял художник-реалист В. Яковлев. Полностью осуществить замыслы по застройке ансамбля и оформлению павильонов их авторам не удалось — в 1937 году на выставке началась волна разоблачений и арестов. Был арестован и главный архитектор выставки Олтаржевский. На его место был назначен главный архитектор Москвы — С. Чернышев, а в 1939 году это место занял его заместитель — А.Ф. Жуков. В результате многие павильоны «как вредительское наследие» были признаны неудовлетворительными и были разобраны или впоследствии реконструированы. Неправильным оказалось и сооружение павильонов без окон с искусственным освещением по «чикагскому» образцу и на короткий срок — 100 дней. Сроки работы выставки стали планироваться на 5 лет. Подготовленный проект постановления СНК констатировал, что генеральный план Олтаржев- ского был решен совершенно неудовлетворительно — живописное расположение осей относительно основной площади теперь жестоко критиковали, а связь между Ярославским шоссе и выставкой посчитали невыразительной. Однако генеральный план выставки сохранил основные элементы этого плана до наших дней — расположение главных аллей, площадей, зеленых зон. Одним из важных изменений стало решение раскрыть Главную аллею, перестроив павильон «Механизации», «создававший неверное представление о размахе выставки». Следуя тенденциям того времени, площади должны были дать ощущение большого пространства, величия, чего не позволял сделать деревянный павильон «Механизации», стоявший ровно по центру. Сооружение павильона в виде эллинга было названо одним из важнейших улучшений архитектуры, так как открытой арочной конструкцией создано развитие главной аллеи в глубину выставки. Все работы по переделке павильонов были закончены к весне 1939 года.
В ноябре 1938 года наркомом земледелия был назначен И.А. Бенедиктов, вскоре возглавивший новый выставочный комитет. Именно он решал все важнейшие вопросы по строительству ВСХВ-1939 года и послевоенной реконструкции выставки. Было разобрано 11 павильонов и построены новые здания, все остальные павильоны подверглись полной реконструкции, и по существу это было строительством заново. В 57 павильонах была произведена замена и усиление фундаментов, в 25 — капитальный ремонт крыш, в 15 — заменены полы, в 6 — усилены и исправлены фермы.
К 1 августа1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка открылась. Для нее полностью реконструировали Ярославское шоссе — частично расширили, спрямили и нивелировали его трассу, заключили в подземную трубу большую часть реки Копытовки, снесли Крестовские башни и соорудили новый путепровод. Перед главным входом была установлена скульптурная группа В.П. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная для советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. В основу проектов павильонов был положен принцип освоения исторического наследия и стилистически все постройки были приведены к одному знаменателю. В композициях живописных и скульптурных работ исчезла конфликтность, повсеместно царило проявление восхищения и борьбы «хорошего с лучшим». Но деятельность выставки вскоре была прервана Великой Отечественной войной, за годы которой она пришла в полный упадок.
После войны в 1945 году к северо-западу от Выставки, между речками Каменкой и Лихоборкой был распланирован Главный ботанический сад Академии наук. И уже в марте 1946 года Бенедиктов обратился в Совет министров с идеей возобновить работу ВСХВ.
25 октября 1948 года Совет министров СССР постановил возобновить работу ВСХВ с 1950 года и провести реконструкцию павильонов и реорганизацию экспозиции. По этому постановлению изменений генерального плана и масштабного нового строительства не предполагалось, так как экономика страны была настолько ослаблена, что построить новую выставку не было возможности. Планировалось реконструировать существующие павильоны, проведя только самые необходимые ремонтно-восстановительные работы с максимальной экономией средств. Для того, чтобы обновить архитектурный образ выставки, решено было заново построить три павильона: Главный, Украины и Белоруссии. Строить решили только в капитальных конструкциях. Ресурс реконструируемых павильонов рассчитывался уже на 10-15 лет. Для оперативного контроля над строительством и реконструкцией выставки был организован Главный комитет, первое заседание которого прошло 15 ноября 1948 года. Он явился приемником довоенного выставочного комитета. В марте 1949 года были вновь введены должности главного архитектора и главного художника выставки. Экспозиция должна была быть расширена за счет сооружения павильонов для вновь присоединенных и образованных республик и областей. Многие павильоны за ветхостью были перестроены или построены заново. На руководство реконструкцией
были назначены: главным архитектором ВСХВ А. Ф. Жуков. Главным скульптором ВСХВ был назначен Е.В. Вутечич, которого в 1951 г. сменил его заместитель, архитектор и скульптор А. В. Пекарев. Главным художником ВСХВ вначале был назначен В. Н. Яковлев, находившийся на этой должности в 1949-1950 года, а затем Я. Д. Ромас. Но, несмотря на требования ускорить темпы реконструкции и строительства на выставке в июне 1949 года из 102 объектов финансировалось только 48, по 15 объектам шла подготовительная работа, по 39 объектам не было финансирования из-за неутвержден- ной документации.
Летом 1949 года наметился резкий перелом в планировке и строительстве выставки. После посещения ВСХВ комиссией из ЦК было выпущено правительственное постановление № 2960 от 3 июля 1949 года , в котором ГК предписывалось к 15 августа представить на утверждение Совета министров СССР генеральный план выставки. В стране поменялись политические цели и воззрения: если в 1939 году на выставке было необходимо показать завершение строительства социалистического колхозного хозяйства, то теперь всему миру требовалось продемонстрировать быстрое восстановление народного хозяйства после разрушительной войны. Поэтому строительство новых сооружений стало насущной необходимостью. Теперь выставка должна была стать памятником эпохе, воплощая все главные символы возрожденной страны. Открытие выставки переносилось на 1951 год. Составление генерального плана было поручено главному архитектору выставки А.Ф. Жукову и его заместителю P.P. Кликсу. При составлении проекта авторы исходили из принципа, что выставка будет постоянно действующей. Это требовало строительства новых зданий только в капитальных конструкциях, а реконструируемым павильонам должен был быть максимально продлен срок службы. Несмотря на серьезные изменения, в целом планировка комплекса должна была остаться прежней и максимально использовать уже существующую застройку.
Одним из главных пунктов нового генплана стал перенос Главного входа на центральную ось выставки, что усилило жесткость «классической» осевой композиции. Для этого потребовался снос поселка Алексеевское и строительство для жителей новых домов. Главный вход должен был иметь вид мощной триумфальной арки с галереями по бокам. Сразу за входом проектировалась аллея с цветником, ведущая к Главному павильону. За Главным павильоном открывалась просторная центральная площадь с восьмигранным партером. Площадь существенно расширялась. Для создания классической трехлучевой схемы были спроектированы южный вход и аллеи, ведущие от всех трех ворот на центральную площадь.
Окончательный генеральный план новой выставки был принят постановлением Совета министров СССР 30 января 1950 года. Теперь площадь выставки составляла 205,7 га за счет присоединения городских земель, парка культуры и отдыха им. Дзержинского и Главного ботанического сада. На этой территории расположились более 70 выставочных павильонов и более 120 других сооружений. По периметру выставки был устроен пятикилометровый троллейбусный маршрут. Из-за расширения территории было снесено 55 деревянных домов и расселено 1500 жителей. Но сроки открытия выставки переносились и переносились. Включались все новые павильоны, и второстепенные объекты, снижались реальные темпы строительства. К 12 июля 1953 года, к очередному открытию ВСХВ, не была достроена половина павильонов, не закончено изменение экспозиции в связи со смертью Сталина и невыполненный сельскохозяйственный план 1951-1952 годов сократил число участников. Открытие выставки было перенесено на 1 августа 1954 года. В марте 1954 года были произведены последние изменения в генеральном плане — преобразования и переименования некоторых павильонов. Официальная церемония открытия состоялась в полдень 1 августа 1954 года. Из руководства присутствовал только Бенедиктов. В печати выставку стали сразу называть «городом чудесных дворцов».
Но уже вскоре стало ясно, что первоначальная сельскохозяйственная направленность не отвечает потребностям настоящего и с 4 июня 1956 года часть территории ВСХВ была отдана под Всесоюзную промышленную выставку. 28 мая 1958 года Совет министров СССР принял постановление «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР». ВДНХ начала работу 16 июня 1959 года и к ее открытию была построена Круговая кинопанорама. По новому генплану к выставке присоединялось еще 1,29 кв. км.
В 1960-х годах рядом с усадьбой Останкино была выстроена 540-метровая Телевизионная башня и здание Телецентра. В 1964 году установлен титановый обелиск, — мемориал космонавтики, выходивший к Ярославскому шоссе. С территорией ВДНХ связан еще и фантастический проект проведения Всемирной выставки в 1967 году. Но этот проект не был осуществлен.
В 1962 году работа выставки была реорганизована по производственноотраслевому принципу. С этого момента на ВДНХ практически потерялась связь между внешним видом павильонов и их содержанием.
Новым рубежом для ВДНХ стал 1967 год. На площади промышленности была установлена ракета-носитель «Восток» и сломаны три больших довоенных павильона. Вместо них появились три коробки из стекла и бетона. В 1968 году был разработан последний генеральный план. Предполагалось построить еще 38 новых павильонов и снести 27 старых деревянных. Но этим замыслам не суждено было осуществиться.
В 1960-х годах, когда граница Москвы определилась МКАД, территории вокруг выставки стали застраиваться массовым жильем, в основном пятиэтажками. Застройка 1970-х годов привела к полной утрате исторического ландшафта, скрыв выразительность пейзажа и архитектурные ориентиры выставки.
В декабре 1991 года был издан приказ о создании акционерного общества «Всероссийский выставочный центр». С 1 февраля 1992 года ВДНХ была ликвидирована, и производственно-отраслевой принцип был признан нецелесообразным.
В 1937 году по проекту А.Г. Чалтыкьяна был построен павильон, предназначенный для экспозиции Башкирской, Калмыцкой АССР, АССР Немцев Поволжья, а также Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и Оренбургской областей. Однако уже готовое здание подверглось резкой критике и было реконструировано по проекту С.Б. Знаменского и А.О. Колесниченко в 1938 году.
Центром композиции главного фасада служил стальной мост над водным каскадом, символизирующим мощные воды Большой Волги. Продолжало эту тему грандиозное изображение Куйбышевского гидроузла работы художников К.Г. Орлова, С.Б. Знаменского, С.М. Орлова и других. Правое крыло главного фасада украшал исполненный скульпторами С. Лахтиным и М. Бирюковым барельеф, посвященный земледелию. Входной портал в левом крыле был оформлен орнаментом. Над павильоном возвышалась 20-метровая стела, увенчанная конной статуей легендарного комдива В.И. Чапаева. Этот памятник высотой 7 метров создал скульптор П.А. Баландин.
В августе 1949 года после замены фундамента и части деревянных конструкций ремонт павильона был приостановлен — очевидной стала необходимость его демонтажа.
Новое здание было построено на месте прежнего по проекту Е.В. Яковлева и И.М. Шошенского. Основными темами в оформлении его главного фасада и интерьеров стали героика разгрома немецко-фашистских войск в годы Великой Отечественной войны и возрождение сельского хозяйства. Вход в павильон украшала витражная карта Поволжья с обозначением системы полезащитных полос, Волго-Донского канала и газопровода Саратов — Москва. В центральной части угадывались черты монументальных шлюзов. Композицию фасада завершала скульптурная группа рабочего и колхозницы с гербом РСФСР. Из-под грандиозных витражей с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций на стенах боковых крыльев павильона с шумом вырывались водные потоки, стремящиеся в небольшие бассейны, облицованные голубым стеклом. На стенах были высечены барельефы, воспроизводящие сцены сражений под Царицыном и Сталинградом. Углы центрального фасада венчали скульптуры матроса и солдата. Интерьер павильона украшали пейзажи края и картины его сельскохозяйственного производства.
Скульптура В.И. Чапаева была перемещена на постамент, возведенный в парковой части позади павильона. Позднее ее демонтировали.
В 1959 году в связи с упразднением зональных экспозиций павильон получил новое название — «Радиоэлектроника и связь». Реконструированное по проекту архитектора В.М. Гольштейна, инженера И.М. Шошенского и конструктора В.А. Штабской здание стало ярким образцом советского модернизма. Отделанное штампованным алюминием и стеклом, теперь оно напоминало огромный радиоприемник. Удачной дизайнерской находкой стала шпренгельная мачта высотой 57 метров, к которой была прикреплена антенна для цветного телевидения, впервые представленного в Советском Союзе именно на ВДНХ. План реконструкции на этом не заканчивался: он предусматривал также создание нового большого двухсветного зала и специального зала для цветного телевидения на месте сада. Но полностью воплотить этот план в жизнь не удалось.
В 2014 году была демонтирована алюминиевая облицовка здания, более полувека скрывавшая от посетителей Выставки фасад тех времен, когда внутри павильона располагалась экспозиция «Поволжье».
Павильон «Радиоэлектроника и связь» принят под государственную охрану как памятник истории и культуры государственного значения в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 5 июля 1993 г. № 1190-р «О включении в список памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охран памятников культуры в РСФСР», объектов градостроительства и архитектуры, расположенных на территории Всероссийского выставочного центра». В соответствии со статьёй 64 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Объект включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.