Наименование объекта | Сергиевская трапезная, 1690 г., 1739 г., ансамбль Высоко-Петровского монастыря |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Москва, ул. Петровка, дом 28, строение 9 |
Вид объекта | ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля |
Датировка | 1690 год, 1739 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Здание церкви Сергия Радонежского с трапезной Высоко-Петровского монастыря, расположенное на границе северного (парадного) и южного (хозяйственного) дворов территории монастырского ансамбля, к югу от древнего монастырского собора во имя Петра Митрополита Московского, было возведено по указу царя Петра I в память его спасения в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре во время заговора против него царицы Софьи в 1689 году. Храм строился на месте старого деревянного корпуса, ограничивающего монастырские владения. Первый этап постройки относится к 1694-1697 гг., а завершение общей композиции и отделки к 1706 году.
Объем памятника сильно вытянут по продольной оси с востока на запад. Западный фасад отделен небольшим проходом от корпуса братских келий, сообщаясь с его галереей переходом на арках; восточная часть церкви (апсиды алтаря) почти упирается в восточную стену ограды монастыря.
Памятник принадлежит к типу, так называемых «трапезных церквей». Его композиция слагается из монументального двусветного пятиглавого четверика и обширной, перекрытой коробовым сводом, прямоугольной трапезной. Объемы храма и трапезной были поставлены на единый белокаменный сводчатый подклет, и с четырех сторон окружены открытой галереей (гульбищем), поддерживаемой наружной аркадой и обнесенной по краю глухим, нарядно декорированным парапетом.
По первоначальному замыслу церковь строилась с одноглавой, но в 1702-1704 гг. объем четверика увеличили по высоте, устроив над первоначальным еще один свод, а над стенами — аттик, богато украшенный снаружи раковинами и кокошниками. К центральной венчающей главе добавили еще четыре угловые главки, образовав декоративное пятиглавие.
Помимо двух боковых (северного и южного) входов в основной четверик храма, здание имеет третий — главный вход на западной оконечности северного фасада трапезной. Его доминирующее значение подчеркивалось белокаменной лестницей, ведущей ко входу со стороны парадного двора, и устроенной перед этим входом открытой папертью (иначе — рундук или сени).
Нарядный облик здания Сергиевской церкви придает двухцветная покраска фасадов, а также обилие белокаменного декора, украшающего наличники окон
и порталов, раковины и кокошники аттика, широкие карнизы четверика, основания шеек и глав и др. Кровля четверика первоначально покрывалась каменной лещадью, трапезная — гонтом.
Крупные ремонты в церкви происходили в 1736, 1770-е гг., 1808 и 1911 годах.
В 1736 году ремонт коснулся сводов, барабанов, карнизов, наличников, переходов к Нарышкинским палатам. В архивах нет упоминаний о ремонте галереи, хотя в смете говорилось о больших разрушениях гульбища.
В 1747 году для тепла в четверике устраивается деревянный потолок, в связи с чем был частично разобран деревянный иконостас и заложены верхние окна, ветхую кровлю вновь перекрыли тесом и починили крыльцо.
В 1770 -х гг. был крупный ремонт, в том числе появился новый иконостас с резьбой и позолотой по полименту.
Во время ремонта в 1808 году скорее всего была разобрана галерея- гульбище, которая окружала здание с трех сторон, тогда же было устроено перекрытие лестницы с возведением стен.
В 1826 году крыши, решетки и двери были покрашены медянкой, покрашен фасад и оконные рамы.
В 1863 году были разобраны деревянный потолок, палатка над крыльцом, заменены придельные и главный иконостасы с размещением прежних икон, роспись по стенам и сводам возобновлена, устроены столярные двойные заполнения в разобранных оконных проемах, пол заменен на мозаичный на цементном растворе, расширен арочный проем, устроены еще две печи (в дополнение к трем имеющимся).
В начале XX века живопись в храме была возобновлена, т.к. Московское Археологическое общество признало существующую не представляющей интереса.
В 30-х годах XX века с церкви были сняты главы и разобраны барабаны.
В 1951-56 годах Сергиевская церковь реставрировалась. В ходе реставрационных работ были восстановлены галерея, первоначальный рундук, пятиглавие, карниз на алтаре.
В 1960-х и 1980-х реставрационные работы были продолжены. Была воссоздана лестница и переход к Нарышкинским палатам. Северо-восточная часть галереи, начатая в 1980-х годах, осталась незавершенной. Реставрационная лестница была заменена на бетонную в 1990-х годах. В начале 2000-х гг. была надстроена беседка над рундуком в современных формах без согласованной в установленном порядке документации.