Наименование объекта | Памятник «Хлеб», 1963 г., ск. В.И. Мухина, Н.Г. Зеленская, арх. И.Е. Рожин, бронза, гранит |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Москва, Ленинградское шоссе (Фестивальная ул.) |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1963 год |
Правоустанавливающие документы | Постановление 66-ПП от 16.03.2011 Об утверждении границ объектов культурного наследия |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | памятник монументального зодчества |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Зеленская Н.Г., Мухина В.И., Рожин И.Е., Сергеев А.М. |
В конце 30-х годов XX в. выдающимся скульптором В.И.Мухиной были созданы эскизы статуй и скульптурных групп для строящегося Москворецкого моста: «Гимн Интернационала», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Хлеб», ’’Плодородие», и др. Однако проект не был воплощен: единственной композицией, выполненной в большом размере в гипсе, была скульптурная группа «Хлеб». С гипсового экземпляра 1938 г., изготовленного скульптором, в 1963 г. был сделан бронзовый отливок, хранящийся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
После смерти В.И.Мухиной по эскизам скульптора ее ученицы и соратницы — архитекторы З.Г.Иванова и Н.Г.Зеленская, в соавторстве с архитектором проекта И.Е.Рожиным, создали композиции «Земля” и «Вода» (другое название «Дары воды» или «Море» и «Дары земли»). Аллегорические образы, где «Землю» олицетворяет фигура женщины с корзиной, наполненной плодами, а «Море» — мужская фигура с пойманной рыбой и крабом, были позднее выполнены из алюминиево-цинкового сплава (около 2,5 — 3,0 м высотой) и установлены возле только что построенного стадиона им. В.И.Ленина в Лужниках в 1957 г.
Скульптурные композиции «Хлеб» (1939 г., скульптор В.И.Мухина) и «Плодородие» (ск. З.Г.Иванова, Н.Г.Зеленская и А.М. Сергеев, 1963 г., выполненная из бронзы по модели) установлены на постаменты, облицованные плитами серого гранита и находятся в «Парке Дружбы» с 1977 г., основанном в 1957 г. делегатами VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Памятник монументального искусства «Хлеб» представлен в виде образа двух девушек, держащих пышный хлебный сноп точеными гибкими руками. Первая девушка, обнаженная, как бы передает эту ношу второй, а сама при этом выпрямляется, вторая принимает сноп на свои плечи и наклоняет голову под его тяжестью. Другой сноп лежит наискось между женскими фигурами. Автором аллегоричной композиции умело передана напряженность движения и грация в рельефной пластике тел, образы достоверны. На задней грани постамента в верхнем правом углу выбита восьми строчная надпись:
«Хлеб» композиция выполнена по модели Народного художника В.И.Мухиной скульпторами Зеленской Н.Г Сергеевым А.М.
Мухина Вера Игнатьевна (19 июня (1 июля) 1889 — 6 октября 1953)
-выдающийся советский скульптор-монументалист. Родилась 1 июля 1889 г. в Риге, в семье старого купеческого рода. Воспитанием Веры и ее сестры Марии занимался отец, который после ранней смерти супруги переехал с дочерьми в Феодосию. Образование Вера получала в гимназии в Феодосии, последние гимназические годы, после смерти отца, она провела в Курске, а к весне 1911 г. переехала в Москву в дом на Пречистенке. В 1909-11 гг. училась в студии художника Константина Юона, а в 1911 году — в мастерских Нины Синицыной и Ильи Машкова. В 1912-1914 гг. жила в Париже, где в Академии Гранд Шомьер училась у французского скульптора-монументалиста Э.А.Бурделя, тогда же В.И.Мухина сделала свои первые профессиональные этюды: «Сидящий мальчик» (1912 г.) и «Сидящая фигура» (1913 г.). В Париже Мухина знакомится с Вертеповым, погибшим в Первой мировой войне. Летом 1914 г. путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.
Возвратившись в Россию в годы Первой мировой войны, Вера Игнатьевна стала сестрой милосердия в госпитале, где проработала до начала 1918 г. В этот период Мухина создает несколько скульптурных портретов, среди них скульптурная композиция «Пьета», где убитого в боях воина оплакивает не мать, а жена или невеста — в память о Вертепове.
После военных лет, в 1918 г., она возвращается к занятиям скульптурой, создает портрет своего жениха — доктора А.А.Замкова, за которого вышла замуж в 1918 г., через два года родила сына Всеволода.
В 1920-е гг., продолжая работать как скульптор, Мухина, объединившись с А.А.Экстер, Е.И.Прибыльской и Н.П.Ламановой, конструировала одежду, разрабатывала различные женские аксессуары. Так в 1923 г. Вера Игнатьевна участвовала в оформлении конструктивистского павильона «Известия» на 1-ой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Немногим позже предпринимала с семьей неудачную поездку выехать за границу из-за начавшихся гонений на Алексея Андреевича.
В 1925 г. скульптор работает с натуры над обнаженной женской фигурой — «Юлией», как потом назвала она свою героиню. Другая известная работа Веры Игнатьевны, созданная к юбилейной выставке, посвященной десятилетию октябрьской революции, — «Крестьянка», или «Баба», экспонировалась в 1934 г. на XIX Международной выставке в Венеции, где была приобретена музеем Триеста, а после Второй мировой войны первый бронзовый отлив ее работы перешел в собственность Ватиканского музея в Риме. Для Третьяковской галереи был произведен второй бронзовый отлив «Крестьянки».
Помимо творчества, немалую часть жизни В.И.Мухиной занимала преподавательская деятельность: в 1926-1927 гг. она вела классы по лепке в Кустарно-художественном техникуме и тогда же преподавала в МВХПУ, также в 1926-1930 гг. — в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕАМСе).
В 20-х гг. В.И.Мухина входила в объединение «Четыре искусства». С 1926 г. Мухина член Общества русских скульпторов. В 30-х гг. Вера Игнатьевна создала ряд декоративных работ: рельефы сцены главного зала Музея охраны материнства и младенчества в сочетании с фресками Л.А.Бруни, 1932 г. (не сохранились); фриз на здании Межрабпома на Триумфальной площади, скульптуру для фасада гостиницы Моссовета (1934 г.); модели скульптурных групп для Москворецкого моста, в том числе «Хлеб», (тонированный гипс, 1939 г., хранится в Государственной Третьяковской галерее). Тогда же В.И.Мухиной была создана в содружестве с Б.М.Иофаном (в осуществлении проекта также помогал инженер-конструктор Львов, в работе над моделью — скульпторы Н.Г.Зеленская и З.Г.Иванова) известная скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» (1935-37 гг.) для советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Впервые в истории в качестве скульптурного материала была использована сталь: на каркас весом 63 тонны положили 12 тонн стали, высота композиции — 25 метров. Два года спустя памятник был установлен недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), в результате реставрационных работ 2000-х гг. у монумента появился новый постамент, приближенный по высоте к Парижскому павильону 1937 г.
Скульптор Мухина также является автором портретов: «Б.А.Юсупов» и «И.Л.Хижняк», гипс, 1942 г., 1947 г. — бронза; хирурга С.С.Юдина, гипс, 1940 г.; балерины Г.С.Улановой, пластилин, гипс, 1941 г.; балерины
М.Семеновой; академика А.Н.Крылова, дерево, 1945 г.; дирижера Е.А.Мравинского, гипс, 1945 г.; портрет сына Всеволода и портрет брата мужа — Сергея Замкова. Вера Игнатьевна также является автором мемориальных надгробий: М.А.Пешкову, сыну А.М.Горького (1937 г.), певцу Л.В.Собинову (1935-41 гг.), мужу А.А.Замкову, который скончался в 1942 г.
В.И.Мухина также создавала произведения декоративно-прикладного искусства: в 1937 г. на заводе «Красный гигант», бывшем Бахметевском, в селе Никольском — сервиз для правительственных приемов («Кремлевский»); в 1948 г. на Ленинградском экспериментальном заводе художественного стекла и сортовой посуды по ее эскизам создаются вазы, портреты, скульптура. В 1940-1941 гг. и в 1948-1953 гг. являлась художественным руководителем экспериментального цеха Ленинградской зеркальной фабрики и Ленинградского завода художественного стекла.
С 1943 г. В.И.Мухиной было присвоено звание народного художника СССР, тремя года позже — избрана академиком Академии художеств, с того же момента — членом Президиума Академии художеств СССР. Многократный лауреат Сталинских премий, в 50-х гг. Вера Игнатьевна создала проекты памятников Юрию Долгорукому, скульптурную композицию «Миру — мир!» для здания планетария в Волгограде и для театра в Чиатуре (1953 г.), памятник
— М.Горькому в Нижнем Новгороде (1939-52 гг.). Совместно со скульпторами Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой, архитектором З.М.Розенфельдом завершила исполненный И.Д.Шадром проект памятника М.Горькому (1951 г.), памятник П.И.Чайковскому (совместная работа в 1948-1949 гг. с Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой, архитектором А.А.Заварзиным, отлит и установлен в 1954 г.).
— И.Мухина умерла в 1953 г., на мастерской, где она жила в 1947-53 гг. (Гоголевский, ныне Пречистенский, переулок, д. 5 а) установлена мемориальная доска; открыт памятник Вере Игнатьевне в сквере на пересечении улицы Пречистенки и Пречистенского переулка (скульптор М.К.Аникушин, архитектор П.Хаджибаранов).
Зеленская Нина Германовна (19 февраля (3 марта) 1898 — 1986) — советский скульптор, лауреат двух Сталинских премий. Родилась в Киеве, училась ВХУТЕАМСе в 1926-1930 гг. у В.И.Мухиной, И.С.Ефимова, И.М.Майкова — так, с самого начала обучения особе внимание уделялось работе в области монументально-декоративной пластики. Нина Германовна с 1924 г. принимала активное участие в художественных выставках. Наиболее известными ее работами являются: «Счастливое детство» (1941 г.), композиция «Требуем мира» совместно с В.И.Мухиной, З.Г.Ивановой, А.М.Сергеевым, С.В.Казаковым (1950 г.), памятник А.М.Горькому в Москве в соавторстве с
В.И.Мухиной, З.Г.Ивановой по проекту И.Д.Шадра (1951 г.), «Юноша», статуя у нового здания МГУ (1952 г.), портреты В.И.Мухиной (1949-1967 гг.), «Борец за свободу Вьетнама А.Мартен» (1961 г.), «Дары воды» по эскизу В.И.Мухиной (1964 г., Центральный стадион им. В.И. Ленина, в соавторстве с М.Сергеевым), «Хлеб» по модели В.И.Мухиной (1976 г.), мемориальная скульптура совместно с З.Г.Ивановой — надгробия на Новодевичьем кладбище И.Мухиной, С.В.Рянгиной, академику А.М.Крылову, Герою Советского Союза И.Дондышу. Также, вместе с З.Г.Ивановой, участвовала в работе над скульптурной композицией «Рабочий и колхозница». Нина Германовна работала в стиле социалистического реализма, в чертах ее героев — сила и мужество, стойкость характера, мощь и четкость, однозначность трактовок и тонкость передаваемого облика.
В 1951 г. Н.Г.Зеленская награждена Сталинской премией второй степени за скульптуру «Требуем мира!» (1950 г. с соавторами) и Сталинской премией первой степени в 1952 г. за памятник М.Горькому у Белорусского вокзала в Москве (1951 г. с соавторами). Умерла Нина Германовна в 1986 г., похоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища в Москве (вместе со скульптором З.Г.Ивановой).
Сергеев Александр Михайлович (род. 15 марта 1909) — советский скульптор, родом из Тбилиси. Работал в скульптурной мастерской студии ВЦСПС в Москве (1933-37 гг.). С момента, когда З.Г.Иванова привлекла его к работе в бригаде над созданием скульптурной композиции «Рабочий и Колхозница», на долгие годы деятельность Александра Михайловича была тесно связана с творчеством В.И.Мухиной. Совместно с Н.Г.Зеленской, в 1963 г. в Парке Дружбы были выполнены скульптурные композиции В.И.Мухиной «Хлеб» и «Плодородие» (архитектор И.Е.Рожин).
А.М.Сергеев работал в монументальной, монументально-декоративной, мемориальной скульптуре. Член Союза художников СССР, в 1951 г. стал лауреатом Государственной премии СССР, награжден орденами, медалями.
Рожин Игорь Евгеньевич (17 (30) сентября 1908 — 11 ноября 2005) — советский и российский архитектор, профессор. Родился в Санкт-Петербурге. Высшее образование получил учась в 1925-30 гг. в ленинградском Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИНе — ЛВХТИ). В числе его преподавателей были: И.А.Фомин, В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх, С.С.Серафимов.
Игорь Евгеньевич является автором многочисленных работ, среди которых: Стадион «Динамо» на Крестовском острове в Ленинграде (1931 г., соавтор); Дом Советов Выборгского района в Ленинграде (1931 г.; соавтор); станции метрополитена: «Павелецкая» и «Завод им. Сталина» (1937-1938 гг.; совместно с Л.М.Поляковым; конкурс); наземный вестибюль «Новокузнецкой» (1943 г.; соавтор), наземный и подземный вестибюли станций «Электрозаводская» (1944 г.; соавтор), «Парк культуры — кольцевая» (1949 г.; совместно с Е.М.Марковой; скульптор С.М.Рабинович), «Смоленская» Арбатско-Покровской линии (1953 г., совместно с Г.К.Яковлевым).
И.Е.Рожин участвовал в разработке проекта Дворца Советов в Москве (1932-33 гг.; В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх — руководители; в соавторстве с: А.П.Великановым, Л.М.Поляковым, Г.В.Селюгиным, Е.Н.Селяковой-Шухаевой, А.Ф.Хряковым, Г.В.Щуко и др.), в связи с чем архитектор переехал в столицу.
В 50-х гг. Игорь Евгеньевич принимал участие в таких проектах, как: Дворец культуры и науки в Варшаве (1952 — 1955 гг.; соавтор); здание советского (после распада СССР — российского) посольства в Варшаве (1954 — 1956 гг.; соавтор), стадион имени В.И.Ленина в Лужниках — Дворец спорта, Большая спортивная арена, Малая спортивная арена (1953-1956 гг.; в соавторстве с: А.В.Власовым, А.Ф.Хряковым, Н.Н.Уллас; инженер В.Н.Насонов).
Деятельность И.Е.Рожина не ограничивалась творческой составляющей: в 1935-1964 гг. и 1972-2005 гг. он преподавал в МАРХИ, с 1956 по 1963 гг. являлся главным архитектором Зеленограда. В 1989 г. ему было присвоено звание народного архитектора СССР, также архитектор является лауреатом Ленинской (1959 г.) и Сталинской премии первой степени (1946 г.). Игорь Евгеньевич скончался в 2005 г., похоронен в Москве на Введенском кладбище.