Станция Московского метрополитена Сокольнической (Кировско-Фрунзенской) линии «Комсомольская», 1935 г., арх. Чечулин ...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Станция Московского метрополитена Сокольнической (Кировско-Фрунзенской) линии «Комсомольская», 1935 г., арх. Чечулин Д.Н., Тархов А., инж.-констр. Кабанов Н.А., худ. Лансере Е.Е.
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Комсомольская пл., дом 2
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1935 год
Правоустанавливающие документы -
Современное значение -
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Тархов А., Чечулин Д.Н.
Описание объекта

Станция «Комсомольская» Сокольнической линии Московского метрополитена открыта 15 мая 1935 года в составе первой линии строительства. Она должна была принимать огромные пассажиропотоки с трех столичных вокзалов. Станция расположена на глубине 9 м под Комсомольской площадью. Ее северный вестибюль предназначен для обслуживания Ярославского и Ленинградского вокзалов, а южный вестибюль связан с Казанским вокзалом. Название станции дано по наименованию Комсомольской площади. Это первая станция, на которую 15 октября 1934 года прибыл пробный поезд метро.

30 января 1952 года был открыт второй участок кольцевой линии, в том числе станция «Комсомольская» — кольцевая. На Комсомольской площади был построен новый вестибюль (прежний уже не мог вместить всех пассажиров и был демонтирован). Проект нового сооружения был разработан А.В. Щусевым и B.C. Варваниным, соавторы станции — В.Д. Кокорин и А.Ю. Заболотная. Для оформления интерьеров станции использованы мотивы русского зодчества и живописи. Новый вестибюль имеет два кассовых зала (с обеих сторон). Затем идет эскалаторный зал, соединяющий вестибюль со станцией первой очереди и подземным залом «Комсомольской» кольцевой, который находится под станцией первой очереди. Сами станции соединяются переходами и эскалаторами.

Архитектурное оформление подземной станции «Комсомольская»- радиальная с аванзалами выполнено по проекту Д.Н.Чечулина. Макет станции «Комсомольская», продемонстрированный на Международной выставке в Париже в 1937 году, вызвал исключительный интерес к московскому метрополитену. 15 марта 1941 года станция была отмечена Сталинской премией 1-ой степени.

«Комсомольская» — колонная, трехпролетная станция мелкого заложения. Длина платформы составляет 154 м. По концам станционного зала расположены две широкие лестницы. К аванзалам идут переходы со стороны вестибюлей и два продольных балкона шириной 4 м. Балконы расположены вдоль боковых путевых стен и соединены между собой поперечным мостиком. Мостик с обеих сторон соединен лестницами с самой платформой. Таким образом, лестницы имеются как в торцах станции, так и в центре. Это было сделано для свободы маневрирования пассажиров и увеличения площади движения людских потоков.

Вестибюли ведут к двум подземным аванзалам, расположенным в торцах грандиозного подземного зала станции, северный аванзал связан с ленинградским и Ярославским вокзалами, а южный входит в состав Казанского вокзала. Аванзалы облицованы светлыми плитками, северный аванзал украшен сюжетным панно. Широкие лестницы ведут вниз на платформу. На станции «Комсомольская» впервые на метрополитене применили в качестве художественных украшений тематические панно из цветной майоликовой плитки. Закругленные части стен северного аванзала, переходящие в подходный коридор, облицованы сюжетными панно, выполненными по эскизам Е.Е.Лансере на тему участия комсомола в стройке метро. В данный момент мы видим только одно панно «Проходка шахты», всего их

было запланировано четыре — по два на каждый аванзал.

Напротив панно в северном аванзале закругленные стены оштукатурены и окрашены коричневой краской. Торцевая стена аванзала напротив лестницы облицована мраморизованным известняком «Биюк- Янкой» с центральным глухим порталом из белого Прохоро-Баландинского мрамора. По обеим сторонам от портала расположены по 4 ниши для телефонов-автоматов, облицованные изнутри светло-зеленой керамической плиткой. Над нишами установлена металлическая вентиляционная решетка с рисунком, повторяющим рисунок остальных металлических решеток — диагональные полосы с рельефом в виде колосьев посередине. Решетки окрашены черной краской с выделением рисунка позолотой. Противоположный южный аванзал имеет аналогичную отделку.

Овальный потолок аванзалов поддерживает ряд центральных колонн. По периметру потолка идут более мелкие профилированные кессоны, в центре между колоннами крупные квадратные кессоны. В северном аванзале крайние колонны завершаются стилизованными капителями. Расходящейся от них в виде звезды рисунок расположенный на потолке представляет собой перевязанные снопы хлебов и плодов, между которыми расположены серпы с молотами и звездой над ними. Вокруг лепнины подвешены полукруглые светильники (первоначальные светильники утрачены), а дальше идут подвесные шары, закрепленные в квадратных кессонах (первоначальные светильники в центральных кессонах утрачены; форма их плафонов повторяла нижний плафон боковых светильников станции). В южном аванзале профилированную лепную капитель имеет только крайняя колонна, расположенная у перехода на Кольцевую линию — она представляет собой простой декор из несколько рядов окружностей. На стенах аванзалов также утрачены трубчатые светильники-бра. Потолок платформенной части станции также кессонированный. Боковые части потолка обработаны сложными сгруппированными кессонами, освещенными специальной арматурой.

Центральная часть потолка между колоннами довольно сдержанная и контрастирует с нарядными круглыми вентиляционными решетками, а также висевшими там некогда светильниками. Решетки имеют узор в виде расходящихся из центра дуг, окрашены в черный цвет. Центральный пролет освещался люстрами из трубчатых ламп, которые затем заменили на большие шары из молочного стекла. Малые светильники, расположенные в боковых кессонах, в основном, сохранились, с небольшими отличиями в форме плафонов.

Два ряда квадратных колонн подземной станции (по 23 штуки, шаг колонн — 7 м.) облицованы розово-желтым крымским мраморизованным известняком «Чоргунь», цоколь выполнен из лабрадорита. В облицовке колонн можно встретить фрагменты окаменевших кораллов и моллюсков, относящихся к мезозойской эре. Колонны завершаются лепными бронзированными капителями с эмблемой «КИМ» (Коммунистический интернационал молодежи) в обрамлении пшеничных колосьев, которые подчеркивают вклад комсомольцев 1930-х гг. в строительство метрополитена.