Наименование объекта | Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг., Ансамбль Новоспасского монастыря |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Москва, Крестьянская пл., дом 10, строение 11 |
Вид объекта | Ансамбль |
Датировка | XVI - XVII век |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Рассматриваемый объект расположен в центральной части г. Москвы, на территории Таганского района. До 1919 г. Крестьянская площадь, на которой расположен рассматриваемый объект, называлась Новоспасская площадь по близости к Новоспасскому монастырю. В 1919 г. она была переименована в «в честь советского крестьянства» и получила современное свое наименование.
Сам Новоспасский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный в г. Москве за улицей Таганка, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки. Монастырь известен своей тесной связью с родом Романовых. Архитектурный ансамбль сформировался в XVII-XVIII вв.
Монастырь во имя Всемилостивого Спаса — Спасский, как его еще называют — был основан в кон. XIII в. святым благоверным князем Даниилом Московским, сыном князя Александра Невского. Первоначально он располагался у Серпуховской заставы, на месте, где ныне находится Свято- Данилов монастырь. Сын святого князя Даниила Иоанн Калита около 1330 г. перенес Спасский монастырь в Кремль на Боровицкий холм поблизости к великокняжескому дворцу. Причиной переноса послужила набожность Великого князя Иоанна Калиты, пожелавшего «… близ себе учинити ю (обитель), хотя всегда въ дозоре видети ю…». Он хотел видеть рядом с собой не просто монастырь, а благоустроенную обитель с большим числом монахов и заново отстроенными помещениями. Спасский монастырь был местом богомолья великих князей и их семейств, чему способствовала близость монастыря к великокняжескому дворцу и отсутствие храма в самом дворце.
Здесь вплоть до XV в. князья погребали своих жен и детей. Представители московского княжеского рода погребались в притворе Спасского собора по примеру древних константинопольских церквей, где хоронили правителей в притворах «как вратников храма». Эта часть храма сохраняла первоначальное устройство усыпальницы до конца XIX в.
В 1382 г. при нашествии хана Тохтамыша Спасский монастырь был разграблен и сожжен, а его настоятель архимандрит Симеон убит. Позднее при содействии великого князя Дмитрия Донского монастырь был восстановлен.
В 1490 г. в связи со строительством нового государева двора Иоанн III решил перенести Спасский монастырь из Кремля на левый берег Москва-реки, вблизи дворца Сарайских и Подонских епископов (ныне — Крутицкое подворье) на Васильевский стан на берегу Москвы-реки. Уединенное место на береговой возвышенности Москвы-реки, откуда виден был Кремлевский холм, хорошо подходило для иноческой жизни, поэтому здесь по повелению Иоанна III в выстроенном деревянном монастыре разместилась братия Спасского монастыря.
После перенесения монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом.
В 1491 г. князь Иоанн III выделил средства на сооружение каменного соборного храма во имя Преображения Господня. Освящен собор Преображения «Спаса на Новом» был 18 сентября 1497 г. митрополитом всея Руси Симоном. Со времени своего основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. Уже в 1498 г. в усыпальнице под собором был погребен Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин, московский боярин, брат Романа Юрьевича Захарьина, давшего фамилию будущей правящей династии Романовых.
При Иване Грозном монастырь превратился в могучую крепость. Крепостные бревенчатые стены с башнями были усилены, выстроен дополнительный острожек, укрепленный земляным валом, тыном и окруженный рвом. Монастырь стал одним из форпостов г. Москвы с юга. Ему неоднократно приходилось защищать столицу от набегов татар, а в начале XVII в. монастырь выдержал осаду польских захватчиков. В Смутное время монастырь был опустошен, поскольку вблизи него пролегала дорога, по которой проходили толпы поляков и литовцев. У стен монастыря воины- ополченцы готовились к окончательному освобождению г. Москвы от польско- литовских интервентов «У стен Новоспасского в 1612 год, на Крутицах, князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы”.
По приказу царя Михаила Федоровича Романова возводится новая крепостная стена из толстых дубовых стволов длиной 750 м, а по ее углам и у въездных ворот — башни с амбразурами для пушек. В 1640 г. по указу царя деревянную стену заменили каменной высотой 7,5 м, толщиной в 2 м, протяженностью 650 м, с лучным, мушкетным и пушечным боями, с башнями и стрельницами. Стены монастыря представляли собой неправильный пятиугольник с 8-ю башнями по углам. Башни помимо военной выполняли хозяйственные функции: в них устраивались кладовые, мастерские, куда выносили монастырские производства связанные с шумом или неприятным запахом (кузницы, производство посуды, чистку рыбы), в них также устраивалось жилье для служителей монастыря.
В последние годы царствования царь Михаил Федорович Романов приступил к постройке Преображенского собора на месте древнего собора, сильно пострадавшего в годы Смуты. Соборный храм был закончен уже после смерти Михаила Федоровича при его сыне царе Алексее Михайловиче. Собор был освящен 19 сентября 1647 г.
Для размещения Патриарха монастырю был необходим келейный корпус, и в 1619 г. Патриарх Филарет «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келийное строение денег сто рублей». На средства патриарха в монастыре был построен одноэтажный корпус келий, в котором также размещались баня, пекарня, кухня и другие помещения. В тоже время патриарх утроил на территории монастыря шатровую колокольню и в ней храм во имя преподобного Саввы Освященного, поскольку в день преподобного Саввы Освященного, 5 декабря 1618 г., будущий патриарх был освобожден из польского плена.
Настоятелями монастыря в разное время были будущие патриархи Всея Руси: Иов (первый патриарх Всея Руси), Питирим, Никон. Долгое время Новоспасский монастырь ассоциировался с личностью Никона, напоминая о том, что здесь началось его восхождение к власти. Никон принял непосредственное участие в строительстве Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря.
В 1646 г. по инициативе Никона был затребован чудотворный образ Нерукотворного Спаса, так в монастыре появилась его главная святыня. 14 января 1647 г. у Яузских ворот Алексей Михайлович и Патриарх Иосаф встретили икону. Царь лично внес икону в Кремль, и до освящения собора Новоспасского монастыря чудотворный образ находился в Успенском соборе Кремля. В 1670 г. икона Спасителя была отпущена с полком князя Ю.А.Долгорукова против Степана Разина, а после удачного завершения похода в благодарность за победу икона была украшена сребропозлащеной ризой, с бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом. К сожалению, в советское время образ, бывший главной святыней Новоспасского монастыря, был утрачен.
В конце XVII в. Новоспасский был одним из самых богатых монастырей г. Москвы и одним из крупнейших вотчинников. За ним в «ружной книге” 1681 г. числилось 14 тысяч крепостных. К монастырю был приписаны вотчины, рыбные ловли, угодья с селами, лесами и лугами. Братия монастыря к 1677 г. достигла количества 138 человек. В это же время Новоспасский монастырь стал местом заключения преступников и еретиков. Здесь были устроены застенки и затворы. Сюда направлялись для содержания до приговора мятежные стрельцы, прошедшие пытку в Преображенском и Сыскном приказах. Сюда для отбывания наказания были направлены некоторые учителя Московской духовной академии за приверженность к учению Сильвестра Медведева, сторонника Софьи Алексеевны, казненного в 1691 г.
Петр I в знак почтения к усыпальнице своих предков приказал отлить для обители колокол весом 1100 пудов, прозванный колоколом Петра Великого. С перенесением столицы из г. Москвы в г. Санкт-Петербург Новоспасский монастырь постепенно стал приходить в упадок, поскольку значительные вклады в монастырь прекратились.
В царствование императрицы Анны Иоанновны в монастырь присылали на иждивение военных инвалидов.
В XVII в. Новоспасский нередко посещала императрица Елизавета Петровна. При ней же была заложена современная монастырская колокольня.
В 1750 г. с северо-западной стороны монастыря были выкопаны пруды: большой пруд прямоугольной формы и малый квадратной формы, а также был обновлен старый пруд с островом посередине. Пруды соединялись между собой и с Москвой-рекой подземными трубами. Рядом стояла монастырская баня. Ныне от системы прудов сохранился только один Новоспасский пруд прямоугольной формы, с которого открывается живописный вид на монастырь.
В 1812 г. обитель подверглась сильнейшему разрушению.
Французы разграбили монастырскую ризницу, опустошили и сожгли кельи и другие строения.
В 1813 г. настоятелю Новоспасского монастыря архимандриту Амвросию (Орнатскому) было поручено возобновление некоторых московских монастырей, пострадавших от бесчинств французской армии. К 1820 г. все здания обители были отремонтированы. Вдоль западной части крепостной стены построили новый двухэтажный корпус келий. В 1830-1840 гг. обновили храмы монастыря.
С 1906 по 1909 гг. настоятелем Новоспасского монастыря был архиепископ Борис (Шипулин). Под его руководством отреставрированы все строения монастыря, расширен Братский корпус, а в Покровском соборе устроено пароводяное отопление, возобновлена живопись и вызолочены кресты на главах. Он организовал внебогослужебные беседы с народом. Под его руководством издавалась серия брошюр «Листок-доброжелатель” с описанием истории и достопримечательностей Новоспасского монастыря.
С 1909 по 1914 гг. настоятелем монастыря был епископ Макарий (Гневушев). При нем в Новоспасском монастыре было организовано Братство церковного пения и трезвости, в которое входило более 300 человек.
Последним настоятелем Новоспасского монастыря перед его закрытием был архимандрит (позже — епископ) Евгений (Кобранов).
10 сентября 1918 г. жилищно-эксплуатационный отдел Рогожско- Симоновского района издал предписание, по которому братии было предложено в течение трех дней освободить помещения монастыря. С собой монахам разрешалось взять только одежду, а также все, что относится к религиозному культу. В ноябре 1918 г. Чрезвычайная комиссия Рогожско- Симоновского района организовала здесь исправительно-трудовой лагерь для женщин, не угодивших новым властям. В первые годы советской власти в монастыре находилась женская тюрьма, затем — один из первых в г. Москве исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных (ИТЛ). Из пяти храмов четыре были закрыты, в храм Знамения Богородицы превращен в тюремный барак. В эти страшные годы в монастыре происходили массовые расстрелы.
Формально после национализации Новоспасский монастырь отошел к ведомству Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки Народного комиссариата просвещения, хотя постепенно храмы и помещения монастыря оккупировало Главное управление местами заключения ГУМЗак и приспособило под свои нужды. Так, в соборе был организован театр-клуб, где заключенные ставили богохульные пьесы.
В соответствии с Указом об изъятии церковных ценностей в 1922 г. в Новоспасском монастыре было изъято 4 фунта золотых изделий, 38 пудов 37 фунтов золотника золота и серебра, 135 драгоценных камней, жемчужная риза весом 2 фунта с 1582 алмазами. Судьба большей части ценностей и святынь неизвестна.
После Великой Отечественной войны помещения монастыря занимали жильцы и разные учреждения. Усыпальница Шереметевых была оборудована под общежитие, после — под медвытрезвитель. Под жилье были заняты все помещения монастыря, в том числе сторожевые башни. В дальнейшем помещения передали различным учреждениям, а на Конюшенном дворе разместили мебельную фабрику.
После Великой Отечественной войны в Спасском соборе размещался архив Таганской тюрьмы. На территории — склад угля, лесоматериалов, завод монументальной скульптуры, мебельная фабрика с котельной.
28 марта 1968 г. Совет Министров РСФРС принял постановление согласно которому «учитывая выдающееся историческое, культурное и художественное значение ансамбля памятников архитектуры Новоспасского монастыря в городе Москве и в связи с этим важность его музейного показа населению и туристам, организовать в Спасо-Преображенском соборе с его художественной ценностью интерьеров и зданий музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР».
С этого года в Новоспасском начались реставрационные работы. Храмы и монастырские помещения были заняты объединением «Союзреставрация», ВНИИ реставрации и их мастерскими.
С 1972 г. монастырские здания признаны архитектурными памятниками и взяты на государственную охрану.
В 1991 г. монастырь был передан русской православной церкви. Здесь по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия был возрожден Ставропигиальный мужской монастырь.
С 23 марта 1991 г. богослужения в монастыре возобновлены: в Спасо- Преображенском соборе была отслужена божественная литургия.
Храм во имя Покрова Богоматери был заложен царем Алексием Михайловичем Тишайшим в 1673 г., возведен на его средства за два года и освящен 07 октября 1675 г. патриархом Иоакимом.
Первоначально это была небольшая двухэтажная одноглавая церковь с одной трехлепестковой алтарной апсидой. С запада к церкви примыкает двухэтажная трапезная, представляющая собой обширную палату со столбом посередине, на который опираются коробовые своды в верхнем и нижнем этажах. К северной стене трапезной примыкает паперть и так называемая хлебодарная палата. Хлебодарная палата соединялась с западной папертью Преображенского собора крыльцом-переходом, располагавшимся по северной стене паперти Покровской церкви.
В начале в церкви был только один престол — во имя Покрова Богородицы.
Под всем зданием — церковью, трапезной и хлебодарной палатой — находились различные служебные помещения: братские хлебни, поварня, кладовые, погреба.
Во второй половине XVIII в. в трапезной были устроены два новых придельных храма: во имя Св. Дмитрия Ростовского в северо-восточной части трапезной в 1757 г. и храм во имя Св. Великомученицы Варвары в юго- западной части в 1758 г. Все трапезные в 1758 г. были расписаны.
В 1759 г. из разобранной Филаретовской колокольни был перенесен в хлебодарную палату придел Саввы Освященного.
В 1780 г. были расписаны стены и своды церкви.
По описанию И.Карпинского в 1802 г. глава, церковь и трапезная были покрыты по железным стропилам листовым железом.
В 1812 г. французы превратили Покровский храм в склад. От случившегося пожара в хлебодарной палате деревянный пол наполовину сгорел, пострадал также иконостас Саввинского храма. После этого придел Саввы Освященного был упразднен, а иконостас его с древними иконами перенесен в больничную Никольскую церковь.
В 1813 г. храм вновь был освящен архимандритом Амвросием Вторым.
В 1820 г. на средства благотворительницы Мельгуновой был выстроен новый иконостас.
В 1837-1838 гг. наряду с другими зданиями монастыря церковь Покрова реставрируется: вызолочена церковная глава, переложены вновь печные трубы, все здания окрашены охрой и известью.
Во второй четверти XIX в. общий вид трапезного комплекса был сильно изменен двухэтажными пристройками с южной и северной сторон. Южная пристройка примыкает к восточной стене трапезной и южной стене церкви. Северной застроено пространство между Покровской церковью и южной папертью собора. Обе пристройки заканчиваются с востока полукруглыми апсидами и увенчаны сверху главками.
Во вновь сделанные пристройки во втором этаже перемещены алтари придельных храмов Дмитрия Ростовского и Великомученицы Варвары.
В 1841-1843 гг. был восстановлен в хлебодарной палате храм Саввы Освященного. В тоже время в нижнем этаже появляются новые приделы: в центральной части церкви под Покровским храмом устроен придел Св. Екатерины.
В 1877 г. весь храм был расписан академиком Фартусовым. В приделе во имя святого Дмитрия Ростовского стены преимущественно расписаны изображениями святителей и преподобных, а придел великомученицы Варвары — изображениями преподобных дев и мучениц.
В 1890-1892 гг. производятся различные ремонтные работы по комплексу трапезной: возобновляется покраска стен и живопись в интерьере церкви трапезной; вычищены три креста и средняя глава; боковые главки выкрашены масляной краской; исправлена штукатурка на стенах, кровли окрашены медянкой.
В 1918 г. Новоспасский монастырь закрыт, службы в храме прекратились. Покровский храм был снова освящен только в 1997 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 2002 г. начались работы по его росписи, главным образом, силами братии.
Рассматриваемый объект был взят под охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» как памятник архитектуре государственного значения.
Предмет охраны рассматриваемого объекта определен протоколом заседания Комиссии по вопросам рассмотрения особенностей объектов культурного наследия, послуживших основанием для включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия