![](https://mosculture.ru/wp-content/themes/mosculture/dist/images/decor-horizontal.png)
![](https://mosculture.ru/wp-content/uploads/2020/09/photo-placeholder.png)
![](https://mosculture.ru/wp-content/uploads/2020/09/photo-placeholder.png)
![](https://mosculture.ru/wp-content/themes/mosculture/dist/images/decor-horizontal.png)
Наименование объекта | Церковь Анны, конец XV в. — начало XVI в. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Москва, Москворецкая наб., дом 3 |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | конец XV - начало XVI века |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | отреставрирована |
Архитектор | - |
![](https://mosculture.ru/wp-content/themes/mosculture/dist/images/decor-horizontal.png)
![](https://mosculture.ru/wp-content/themes/mosculture/dist/images/decor-horizontal.png)
Принято считать, что церковь Зачатия праведной Анны, что в углу, в Зарядье, построена не ранее 1547 года из белого камня с кирпичными сводами. Время основания церкви на этом месте нам не известно, первое письменное упоминание деревянного храма относится к 1493 году, когда сгорела старая деревянная церковь. Сегодня храм стоит на Москворецкой набережной, 3. До 1930-х годов, то есть до сноса стен Китай-города, адрес храма был другой. Церковь тогда находилась в небольшом квартале, занимавшем угол китайгородской стены. У храма сходились два переулка, на север шёл Кривой, а по оси западного фасада к храму подходил Мокринский. Мокринский переулок сейчас не существует, но с XII до конца XV века это была главная улица Москвы. Она так и называлась — Великая улица. Улица шла от ворот Кремля до Зачатьевской церкви, параллельно реке и вела к москворецким пристаням, находившимся поблизости.
Зачатьевская церковь имела, как и сейчас, завершение фасадов трёхлопастными арками. Арки были покрыты чернолощёной черепицей. Такая форма завершения обусловлена конструкцией крещатых сводов, позволявших обходиться без внутренних столпов и одновременно как бы осенять пространство церкви крестом из пересекающихся сводов. В XVII-XVIII столетиях трёхлопастное покрытие изменили на четырёхскатную кровлю, под которой на стенах читались кокошники.
С юга в первой половине XVII века к церкви Зачатия праведной Анны был пристроен придел святого Мины. Заказчиком строительства был освободитель Москвы от интервентов князь Дмитрий
![](https://mosculture.ru/wp-content/uploads/2020/09/decor-vertical.png)
Пожарский. Возможно, что освящая придел во имя св. Мины, князь Пожарский проводил параллель между освобождением Москвы от интервентов в 1612 году и освобождением России от ордынского ига. Считалось, что иго пало как раз в день св. Мины, 11(24) ноября 1480 года. Придел тоже перекрыт красивым крещатым сводом.
Северный, Екатерининский придел построен в 1658-1668 годах. Возможно, это посвящение связано с рождением у царя Алексея Михайловича дочери, царевны Екатерины Алексеевны. Вместе с приделом была построена галерея вокруг древнего храма. В 1752 году у западной стены галереи была построена скромная колокольня в стиле барокко, а широкие арки галереи превратили в обычные окна. Ремонтные работы проходили и в XIX веке.
Службы в церкви проводились до конца 1920-х годов. После закрытия храма в нём разместились разные учреждения. Внутреннее убранство церкви было уничтожено. В 1954 — 1957 годах храм исследовали знаменитые реставраторы Л.А. Давид, Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подьяпольский. Реставрацию проводил Л.А. Давид. Он разобрал четырёхскатную кровлю и вернул трёхлопастные арки, разобрал колокольню как позднюю пристройку, восстановил галерею в первоначальных формах и построил на месте колокольни крыльцо. Были восстановлены первоначальные порталы. В таком виде церковь сохраняется как памятник московской старины и объект культурного наследия. Сейчас церковь Зачатия праведной Анны входит в состав патриаршего подворья храмов в Зарядье.
Информация с сайта «Узнай Москву!»: http://um.mos.ru/houses/gorodskaya-usadba-ya-a-maslova-a-p-obolenskogo/