Наименование объекта | Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле, 1514-1515 гг., 1665 г., XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Москва, ул. Воронцово Поле, дом 16, строение 13 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1514-1515 года, 1665 год, XIX век |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Место, где расположен Храм, издревле именовалось село Воронцово, а позже Воронцово Поле, по древнейшему старомосковскому боярскому роду Воронцовых — Вельяминовых, который ведет свою родословную от выходцев из варягов ярла Шимона, перебравшегося из Скандинавии в 40-х годах XI в. в Киевские земли. Сын Шимона Георгий в конце XI — начале XII вв. занимал пост тысяцкого в Суздале. Он же принимал участие в строительстве крепостей в Суздальской земле, а также и в закладке Московского Кремля в 1156 г. У потомка Георгия Феодора был сын Протасий, который переехал из Владимира в Москву вместе с сыном Св. блг. князя Александра Невского — прп. Даниилом, где он стал тысяцким.
Доверие к Протасию со стороны князя Иоанна Калиты и его сына князя Симеона Гордого было столь велико, что во время отлучек они оставляли Москву и все княжество на его попечение. Пост московского тысяцкого передавался по наследству. После Протасия его занимали его сын — Василий Протасиевич и внук Василий Васильевич. Сын последнего Иван Васильевич попал в опалу к князю Димитрию Донскому и в 1379 г. был казнен на Кучковом поле. У Василия Васильевича было еще три брата: Федор Воронец, окольничий Тимофей (его сын умер бездетным) и Юрий Грунка. Феодор Воронец стал родоначальником Воронцовых, а Юрий — Вельяминовых, Аксаковых, Шадриных. По мнению известного отечественного историка и генеалога С.Б. Веселовского именно Феодору Воронцу принадлежало село Воронцово во второй половине XIV в. Духовным отцом Феодора Воронца был родной брат преп. Сергия игумен Московского Богоявленского монастыря преп. Стефан.
Храм Святого Илии пророка по преданию был построен в память успешной битвы с татарами, которые грозили юной Москве разорением, и что эта битва произошла 20 июля (2 августа н.ст.) в день памяти Св. пророка Илии, близ Воронцова, где сходились дороги на Москву из Коломны и Владимира. Года этой битвы история не сохранила, но из летописного сказания известно, что в 1476 г. храм Св. Илии пророка уже стоял в Воронцове, а местность называлась Ильинской слободой. Храм был деревянный и стоял на высоком склоне на берегу реки Яузы в сосновом бору, поэтому и стал именоваться «под сосенками». Возле храма со временем стал образовываться погост села Воронцова. По мнению некоторых историков, во времена владения этой местностью Воронцовыми, старцы Андроникова монастыря основали возле Ильинской церкви скит, который позже стал монастырем. Монастырь этот значится на карте Москвы 1389 г. Долго ли просуществовал он — неизвестно, но до XIX в. земля вокруг Храма именовалась монастырем. Известно, что великий Князь Иван III выменял у Андроникова монастыря эту местность. Здесь он построил себе загородный дворец, который очень любил и подолгу проживал в нем порой до поздней осени. В это время храм становится придворным. В 1504 г. кн. Иван III завещает село Воронцово с дворцом и храмом своему сыну-наследнику — князю Василию III, при котором Воронцово достигло своего расцвета и стало его любимой резиденцией.
Днем рождения князя Василия III было 25 марта — Благовещение Пресвятой Богородицы, и в честь этого Праздника кн. Василий III в 1514 г. строит в Воронцове рядом с храмом Св Илии. пророка каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм был построен за 1,5 года итальянским архитектором из Милана Алевизом Фрязиным и был освящен в присутствии великого князя Василия III и его супруги княгини Соломонии (преп. Софией Суздальской) Московским митрополитом Варлаамом и епископом Крутицким Досифеем в четверток 29 ноября ст/ст. 1516 г. После развода с Соломонией Сабуровой и женитьбе на Елене Глинской князь Василий III стал предпочитать более Коломенское и Воробьево. Храмы Благовещения и Илии пророка стали вновь приходскими, причем хотя и стояли они бок о бок, но каждый храм был самостоятельным и имел свой причт. События Смутного времени и освобождение Москвы от поляков были тесно связаны с храмом Св. Илии пророка В храме молились ополченцы, освобождавшие Москву.
Возле стен храма был убит глава ополчения думный дворянин Прокопий Ляпунов и боярин Иоанн Ржевский, которые были похоронены у стен храма. В храм была принесена народным ополчением из Нижнего Новгорода икона Казанской Божией Матери от которой творились многие чудеса. Икона пребывала в храме до постройки Казанского Собора на Красной площади, после в храме был оставлен ее список.
Большие события в истории храма произошли в 1653 г. В это время Москву и ее приделы постигла страшная засуха, которая угрожала неурожаем и голодом, все живое пересыхало. Тогда по повелению государя Алексея Михайловича и по благословению Св. патриарха Никона московский народ наложил на себя строгий пост, сопровождая его горячей молитвой об избавлении от страшной засухи. При этом государем был дан обет, что в тот день, когда
Господь прольет на землю долгожданную влагу, святой, память которого будет совершаться в тот день, будет особо чествоваться. В честь этого святого будет построен Храм, к которому будет ежегодно в этот день совершаться крестный ход.
В день памяти св. Илии пророка 20 июля того же 1653 года наконец пролился долгожданный обильный дождь, который продолжался долгое время, покуда земля не напиталась влагой. С этого дня засуха отступила.
Свое обещание, данное Господу, Государь не забыл. Для исполнения его Государь избрал древний храм Илии пророка на Воронцовом поле, к тому времени сильно обветшавший. Деревянный храм, стоявший рядом с Благовещенским был разобран. С северной стороны к Благовещенскому храму был пристроен двухпрестольный шатровый каменный придел, который освятил сам патриарх Никон, и с тех пор храм стал именоваться по приделу во имя св. Илии пророка. Тогда же к храму был установлен ежегодный крестный ход, который совершался из Успенского собора Московского Кремля через весь город. Немного позже рядом с храмом была построена надвратная колокольня. События 1812 года не прошли мимо Храма Илии пророка. Перед наступлением врага настоятель храма свящ. Андрей Иоаннов спрятал святыни церковной ризницы в одном из могильных склепов прихрамового кладбища, но выследившие это злоумышленники разграбили ее. Сам храм пострадал от неприятеля и после его изгнания был заново освящен Архиепископом Августином (Виноградским). Дальнейшие изменения в архитектурном облике храма произошли в 1840 году. В ту пору старостой храма был известный чаеторговец Василий Усачев, который вместе со своим братом Петром решил перестроить храм. Образцом для перестройки послужил тогда только построенный в Замоскворечье Храм во имя Спаса Преображения в Наливках.
Строительство велось под наблюдением архитектора Козловского, и новая обширная трапезная храма с двумя приделами была освящена Святителем Московским Филаретом (Дроздовым). Из старого шатрового придела в новую трапезную были перенесены престолы во имя Илии пророка и св. влмч. Параскевы Пятницы. Вскоре в храм был назначен новый настоятель ученик Святителя Филарета — свящ. Димитрий Языков, который прослужил в храме более 55-ти лет.
Перестройка храма затеянная братьями Усачевыми так и не была завершена. Один из братьев умер, а второй переехал на жительство в другой приход. Храм так и остался незавершенным. Таким он пребывал до 1870 года. В это время старостой храма стал известнейший московский купец мануфактур советник Г.И. Хлудов. Его усердием в храме были проведены огромные работы по реставрации и благоустройству. Был приглашен известнейший архитектор П.П. Зыков, под руководством которого храм был изящно отделан во вкусе русской старины, а колокольня была надстроена шатровым ярусом. Таким образом, храм приобрел неповторимый вид, а колокольня его стала одной из самых высоких в Москве. После кончины настоятеля храма протоиерея Димитрия Языкова в 1908 году новым настоятелем был назначен очень уважаемый в Москве протоиерей Иоанн Мансветов.
В 1880 году, 6 ноября в семье многолетнего псаломщика храма М.М. Остроумова родился сын Михаил, которому Господь сподобил в будущем стать Святителем русской церкви. Это архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов), который был расстрелян большевиками 8 декабря 1937 года. Он ныне прославлен в Соборе Святых новомучеников и исповедников российских. В своей юности его иподиаконом был старец арх. Иоанн (Крестьянкин). Храм был закрыт 6 ноября 1929 года и был передан Музею народов Востока, который разорил его и превратил в то безобразное состояние, в котором он до сих пор и пребывает. Здание храма до сих пор не освобождено от хозяйственных подразделений музея Востока. 22 сентября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия была возобновлена и зарегистрирована Приходская община храма Св. пророка Божия Илии. 12 декабря того же года был назначен первый после десятилетий разорения настоятель храма – священник Владимир Куликов, которому, однако не суждено было возобновить богослужение в храме, после многочисленных хлопот по возращению храма он тяжело заболел и скончался 27 декабря 1997 г. 14 апреля 1998 г. Указом Святейшего Патриарха был назначен новый настоятель храма — священник Александр Тихонов. В Фомино Воскресение 1998 г. состоялся во дворе храма первый молебен, которые стали совершаться регулярно, каждую неделю. В мае 2000 г. прихожанами храма были заняты два исторических церковных дома, находящихся рядом с храмом на его исторической территории. В одном из домов по благословению Святейшего Патриарха был устроен и освящен домовый храм для возобновления литургической жизни Прихода, с тех пор богослужения совершается регулярно, каждую неделю, по расписанию.