Наименование объекта | Церковь Малое Вознесение, конец XVI в. — начало XVII в. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Москва, Большая Никитская ул., дом 18 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | конец XVI начало XVII века |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 |
Современное значение | - |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Улица Большая Никитская тянется от Кремля до Садового кольца. Это самая длинная улица центра г. Москвы. Дед первого Романова боярин Никита Романович основал у ее истока женский монастырь в честь своего тезки святого мученика Никиты, по которому улица и стала называться. Монастыря после революции не стало и, из дошедших до наших дней строений улицы, самая древняя история у церкви вознесения Господня, что на углу с Вознесенским переулком.
Храм был построен в 1584 г. в честь венчания на царство царя Федора Ивановича и служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в г. Москву царь Иван Грозный.
Вначале храм, как водится, был деревянный, а в камень приоделся в 1634 г. Затем, опять же, как водится, горел и перестраивался.
Среди посадских церквей г. Москвы XVII в. здание выделяется объемнопространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север — юг, обработаны перспективными вертикальными филенками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в.
На протяжении XVII-XIX вв. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 г. была переложена апсида храма и выстроен южный одноглавый придел Прокопия и Иоанна Устюжских, сохранившие на фасадах широко распространенные в XVII в. наличники с треугольными навершиями.
В 1737-1739 гг. с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 г. 2-шатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и «ушастые» наличники с изящными лепными замками в перемычках.
К началу XIX в. относятся пристройка, сооруженная с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной. В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (заложена в конце XIX в.) воспринимаются вместе с трапезной как единый объем, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в.
На фасаде и на стене, выходящей в Вознесенский переулок расположены барельефы. Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского,
которому посвящен придел церкви, единственный в г. Москве. Прокопий, живший в XIII в., прославился пророчествами и по преданию спас своими молитвами Устюг от каменного града. На барельефе он изображен с кочергами в руках. Если предсказатель нес их концами вверх — это означало хороший урожай, если концами вниз, то урожая не будет.
С храмом Малое Вознесение связана память о выдающейся россиянке графине Екатерине Романовне Дашковой, возглавлявшей две российские академии. В приходе церкви находились ее московские владения и построенный по ее плану дом, некоторые черты которого еще сохраняет фасад Большого зала Московской консерватории. В этом храме ее отпевали и отсюда повезли хоронить в любимую подмосковную усадьбу близ села Троицкое.
После того как в XIX в. у Никитских ворот построили новый храм в честь вознесения Господня, который стали называть Большое вознесение, храм поменьше на углу с Вознесенским переулком окрестили Малое Вознесение. По библейскому преданию воскресший Христос провел на земле 40 дней. В эти дни он являлся перед своими учениками, а на сороковой день повел их на Масличную гору. Благословив и напутствовав своих спутников: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» Иисус стал отдаляться от них, возносясь на небо.
Праздник вознесения Господня отмечается в четверг шестой недели Пасхи. Согласно учению церкви, в этот день заканчиваются свидания грешников, пребывающих в аду, с праведниками. В этот день хозяйки пекли большие продолговатые пироги, поверх которых выкладывались из теста перекладины — лесенки, как символ восхождения на небо. Ели пироги перекрестясь и бережно, чтобы не сломать. Считалось, кто лесенку сломает, тот в рай не попадет.
Церковь была закрыта 1937-1992 гг. В 1992 г. храм был возвращен Русской православной церкви. Работами по его восстановлению занималась приходская община храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. В день Вознесения Господня 03 июня 1992 г. был освящен главный престол храма. Над украшением храма росписями работали художники Ирина Старженецкая и Иван Глазунов. Иконостасы храма выполнены иконописцем Сергеем Федоровым. Сохранилась ограда начала XX в.