Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Малое Вознесение, конец XVI в. — начало XVII в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, Большая Никитская ул., дом 18
Вид объекта Церковь
Датировка конец XVI начало XVII века
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327
Современное значение -
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Улица Большая Никитская тянется от Кремля до Садового кольца. Это самая длинная улица центра г. Москвы. Дед первого Романова боярин Никита Романович основал у ее истока женский монастырь в честь своего тезки святого мученика Никиты, по которому улица и стала называться. Монастыря после революции не стало и, из дошедших до наших дней строений улицы, самая древняя история у церкви вознесения Господня, что на углу с Вознесенским переулком.

Храм был построен в 1584 г. в честь венчания на царство царя Федора Ивановича и служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в г. Москву царь Иван Грозный.

Вначале храм, как водится, был деревянный, а в камень приоделся в 1634 г. Затем, опять же, как водится, горел и перестраивался.

Среди посадских церквей г. Москвы XVII в. здание выделяется объемно­пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север — юг, обработаны перспективными вертикальными филенками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в.

На протяжении XVII-XIX вв. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 г. была переложена апсида храма и выстроен южный одноглавый придел Прокопия и Иоанна Устюжских, сохранившие на фасадах широко распространенные в XVII в. наличники с треугольными навершиями.

В 1737-1739 гг. с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 г. 2-шатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и «ушастые» наличники с изящными лепными замками в перемычках.

К началу XIX в. относятся пристройка, сооруженная с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной. В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (заложена в конце XIX в.) воспринимаются вместе с трапезной как единый объем, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в.

На фасаде и на стене, выходящей в Вознесенский переулок расположены барельефы. Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского,

которому посвящен придел церкви, единственный в г. Москве. Прокопий, живший в XIII в., прославился пророчествами и по преданию спас своими молитвами Устюг от каменного града. На барельефе он изображен с кочергами в руках. Если предсказатель нес их концами вверх — это означало хороший урожай, если концами вниз, то урожая не будет.

С храмом Малое Вознесение связана память о выдающейся россиянке графине Екатерине Романовне Дашковой, возглавлявшей две российские академии. В приходе церкви находились ее московские владения и построенный по ее плану дом, некоторые черты которого еще сохраняет фасад Большого зала Московской консерватории. В этом храме ее отпевали и отсюда повезли хоронить в любимую подмосковную усадьбу близ села Троицкое.

После того как в XIX в. у Никитских ворот построили новый храм в честь вознесения Господня, который стали называть Большое вознесение, храм поменьше на углу с Вознесенским переулком окрестили Малое Вознесение. По библейскому преданию воскресший Христос провел на земле 40 дней. В эти дни он являлся перед своими учениками, а на сороковой день повел их на Масличную гору. Благословив и напутствовав своих спутников: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» Иисус стал отдаляться от них, возносясь на небо.

Праздник вознесения Господня отмечается в четверг шестой недели Пасхи. Согласно учению церкви, в этот день заканчиваются свидания грешников, пребывающих в аду, с праведниками. В этот день хозяйки пекли большие продолговатые пироги, поверх которых выкладывались из теста перекладины — лесенки, как символ восхождения на небо. Ели пироги перекрестясь и бережно, чтобы не сломать. Считалось, кто лесенку сломает, тот в рай не попадет.

Церковь была закрыта 1937-1992 гг. В 1992 г. храм был возвращен Русской православной церкви. Работами по его восстановлению занималась приходская община храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. В день Вознесения Господня 03 июня 1992 г. был освящен главный престол храма. Над украшением храма росписями работали художники Ирина Старженецкая и Иван Глазунов. Иконостасы храма выполнены иконописцем Сергеем Федоровым. Сохранилась ограда начала XX в.