Наименование объекта | Церковь Успения Божией Матери, 1755 г. |
---|---|
Тип объекта | Выявленные объекты |
Местоположение | Москва, Дмитровское шоссе, д.120, корп.1, стр.1 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1755 год |
Правоустанавливающие документы | приказ Комитета по культуре Администрации Московской области от 31.12.1998 №354 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Село Тюриково в ХVI веке принадлежало П. и Н. Годуновым, М. Перхушкову, И. и Ж. Сабуровым, Ю. Тутолмину и И. Михневу. В селе была церковь Михаила Архангела, уничтоженная в нач. ХVII в. В ХVII в. село также находилось во владении нескольких лиц. Часть его принадлежала Ив. Петр. Пронскому, которым в 1673 г. построена деревянная церковь Успения с приделами Михаила Архангела и Алексея. С этого времени село стало называться Архангельское, Тюриково тож. B 1695 г.село отошло к внуку Пронского А.С. Шеину, в 1704-20 гг. его сыну С.А. Шеину, а с 1723 г. значится в числе дворцовых вотчин. В 1723-1726 гг. построена новая Успенская церковь, также деревянная.
Нынешняя Успенская церковь сооружена по прошению графини вдовы Ек. Родионовны Самойловой в 1755 г., так как прежний храм пришёл в ветхость.
В 1770-е гг. Архангельское-Тюриково было вотчиной графа Ив. Симоновича Гендрикова.
В кон. ХIХ в. здесь располагалась усадьба московского купца Мориса Филипповича Марк. При нём, очевидно, была выстроена новая колокольня.
Перестройки и утраты: Разобраны стены апсиды на значительную высоту, а также своды апсида и трапезной. Утрачены главы храма и колокольни, разрушена верхняя часть барабана храма. Многие проёмы храма и трапезной расширены. В декоре, особенно в его белокаменных деталях, имеется немало утрат. Полностью утрачено кровельное покрытие. Но сохранились полы в церкви. Разобрана лестница на колокольню. Настенная живопись в большей своей части сбита. Утрачены иконостас и внутреннее убранство церкви.
Описание памятника: Церковь расположена на восточной окраине парка, примерно в километре от села. Она стоит на центральной продольной оси парка. Усадебный парк, имеющий пейзажный характер, занимает довольно большую территорию с ровным рельефом, размещённую между церковью и большим копаным прудом. Сохранились старые липы, дубы, лиственницы. Недалеко от берега пруда возвышается холм правильной круглой формы в плане, предназначавшийся, по-видимому, для беседки. Сложный по очертаниям пруд, почти во всю ширину парка с запада и севера замкнутый обваловкой, а с севера ещё обсаженный липами, имеет небольшой остров посередине.
Здание кирпичное. Храм в стиле барокко не оштукатурен, колокольня в формах эклектики покрыта снаружи цементной штукатуркой, окрашенной охрой. Композиция церкви имеет традиционный трёхчастный характер. При этом план её очень компактен, так как апсида, храм, трапезная и нижний ярус колокольни — одинаковой ширины. К двусветному четверику храма, завершённому глухим восьмигранным барабаном, примыкают значительно более низкие подковообразная в плане апсида и короткая трапезная. Трёхъярусная колокольня завершается шатром. Нижний ярус имеет крещатую, хотя и не развитую с востока, форму в сечении. Два верхних яруса — четырёхгранные, со скошенными углами. Второй ярус глухой, верхний — открытый, с проёмами звона.
Фасады четверика имеют несимметричные трёхосевые композиции, в которых центральные проёмы смещены несколько к западу. При этом на северном фасаде отсутствует западное окно первого света. Центральные проёмы обоих фасадов входные. Все проёмы имеют лучковые перемычки и обрамлены рамочными наличниками с ушами и подоконниками, а такие с клинчатыми «замками». Причём вертикальные стойки объединяют композиционно наличники нижних и верхних проёмов — приём довольно своеобразный для памятников барокко московского круга. Углы четверика охвачены широкими пилястрами (лопатками), которые делятся по вертикали на две части отрезками
карниза. Проходящий в завершении четверика карниз на лопатках раскрепован. Поддерживающая часть карнизов выполнена из тёсаного кирпича, выносная — из белого камня. Профилировка отличается тонкой проработкой. Фасады трапезной в одно окно с каждой стороны украшены аналогичными храму рамочными наличниками. Колокольня обладает весьма своеобразным декором. Если в нижнем ярусе применены преимущественно мотивы древнерусской архитектуры, то в верхних преобладают формы барокко. Нижний ярус со скруглёнными и скошенными углами довольно сложен по композиции. Боковые фасады расчленены двумя узкими арочными окнами в нишах. С запада устроен широкий арочный входной проём, завершённый килевидным архивольтом, опирающимся на фигурные стойки портала. Над архивольтом проходит пояс поребрика. Значительная часть стен первого и второго ярусов покрыта штукатурным квадровым рустом. Во втором ярусе над входом помещен характерный для ХУП в. киот. Скошенные углы обработаны спаренными пилястрами. Капители пилястр украшены замечательными лепными картушами, неплохо передающими характер подлинного барочного декора. Прорезанный арочными
проёмами звона верхний ярус по углам акцентирован спаренными, отступающими от плоскости стены колоннами с лепными капителями, несущими отрезки антаблемента. На последние опираются спаренные волюты. Основные грани яруса завершаются аттиками с круглыми окнами. Шатёр, декорированный гуртами по странам света, имеет своеобразные слуховые окна с наличниками волнистыми по очертаниям. Из белого камня в колокольне сделаны лишь угловые части карниза второго яруса.
Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Тремя проёмами оно соединяемся с апсидой. Центральный проём арочный, боковые — с плоской перемычкой (очевидно, более поздние). Широкий и низкий арочный проём ведёт в трапезную — маленькое бесстолпное помещение, перекрытое полулотковым сводом (от которого остались только пяты). Нижний ярус колокольни имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Центральное помещение с крестовым сводом фланкируется двумя тесными камерами — коридорами. Северный перекрыт коробовыми сводами, в южном размещалась лестница. Второй ярус перекрытий не имеет, в третьем — деревянные плоские. В храме свод укреплён железными пластинчатыми связями — двумя длинными крестообразно положенными и четырьмя короткими, стягивающими углы четверика.
В храме сохранились очень незначительные остатки масляной живописи вт.пол. XIX в. – «Благовещение» на западной стене над входом в трапезную. Пяты сводов четверика выделены тянутыми карнизами. На лотках и в щелыге свода помещены круглые медальоны из штука. Окна апсиды изнутри украшены профилированными наличниками из цементной штукатурки. Крестовый свод в первом ярусе колокольни на рёбрах отмечен штукатурными тягами.
Система перевязки в первоначальной кладке — «верстовая», раствор известковый, шов — односторонняя подрезка, кирпич: 27/26,5/ х 12/11/ х 7/6,5/ см. В колокольне система перевязки смешанная, раствор с цементом, шов – прорезка, кирпич: 26,5/27/ х 12,5/13/ х 5/6/ см. На тычках первоначальной кладки – клейма «ЩИ» в одинарной рамке, прямоугольной формы.
Храм принадлежит к характерному для московского круга памятников сер. ХVIII в. типу барочных церквей. Отличается красивой проработкой кирпичных и белокаменных деталей фасадного декора. Колокольня является довольно редкой постройкой времени эклектики, формы которой имитируют преимущественно барочную архитектуру.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1984 г./