Наименование объекта | Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1900-1909 гг., арх. А.А. Латков |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | г. Москва, Ленинский район, с. Филимонки |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1900-1909 года |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Латков А.А. |
Успенская церковь расположена в центральной части монастыря в нескольких метрах к северо-востоку от соседней Троицкой.
Стены сложены из кирпича размером: 26.5 х 12.5-13 х 7.5-8 см. Кладка — цепная, в которой ряды из одних ложков чередуются с рядами из одних тычков, а вертикали швов совпадают через ряд. Швы обработаны валиком.
Церковь была выстроена в кирпичном стиле, ее фасады, согласно описи 1910 года, не были оштукатурены. В интерьере стены штукатурились и покрывались клеевой краской.
Храм состоял из основной части, к которой с востока примыкала апсида, а с запада — паперть. В плане основная часть храма представляла собой прямоугольник, близкий по пропорциям к квадрату. Ее ширина, согласно описи 1910 года составляла 11 саженей. По проекту протяженность основной части внутри с севера на юг составляла 10,5 саж, а с востока на запад — 9,5 саж.
В основной части располагались четыре кирпичных массивных столба, имевших в плане сложную форму треугольного очертания. В основе столб представлял собой квадрат, усиленный примыкавшими с четырех сторон выступами. К граням столба, обращенным к стенам, примыкали короткие выступы, а к двум другим — длинные. Длинные выступы одного столба со стороны подкупольного пространства соединялись одной прямой, что способствовало его дополнительному усилению.
Восточная пара столбов ставилась на линии восточной стены основной части храма, что напоминает древние двустолпные храмы. Западная пара столбов разделяла внутреннее пространство на две равные части: восточную и западную. В восточной располагалась основная храмовая часть, а в западной — трапезная. На северном и южном фасадах здания положение внутренних столбов было отмечено широкими лопатками. Восточные и западные половины фасадов имели различное декоративное убранство, которое отвечало их функциональному назначению.
Столбы соединялись между собой арками, такие же арки были перекинуты со столбов на стены. Места примыкания арок к стенам отмечены лопатками, которые в свою очередь объединялись разгрузочными арками на стенах. Столбы и арки разделяли внутреннее пространство на шесть ячеек: две центральные квадратные в плане и четыре боковые прямоугольные: две перекрывались и четыре боковых ячейки. Высота центральной восточной ячейки по сравнению с остальными была повышена. Над арками были сложены стены второго яруса, на них опирался глухой сомкнутый свод, который поддерживал пятиглавое завершение.
В целом получилась оригинальная объемно-пространственная композиция, в которой двухъярусная центральная часть храма окружена пониженной одноэтажной. Причем разные по функциональному назначению одноэтажные части: храмовая и трапезная, имели одинаковую высоту. Понижение боковых крыльев храмовой части привело к уменьшению объема здания, который необходимо было отапливать. Подобное остроумное решение позволило архитектору соединить в едином объеме пятиглавый соборный и теплый трапезный храмы.
Под центральной восточной ячейкой было устроено подвальное помещение, перекрытое сводиками Монье. С северной стороны примыкал ведущий в него коридор. Возможно, в подвале размещалось оборудование для духового отопления.
С востока к основной части примыкала апсида, в архитектурном решении которой соединились традиции допетровского и раннепетровского времени. С одной стороны, апсида была трехчастной, но с другой, она имела не полукруглую, а граненную форму. Центральная широкая была трехгранной, а боковые узкие — четырехгранными. Четвертной свод их перекрытия был заменен пятилотковым.
С запада к основной части примыкала паперть, равная по ширине центральной ячейке. По проекту протяженность ее внутри с запада на восток составляла 3,5 саж. Длина храма с папертью по описи 1910 г. составляла 17 саженей. По проекту длина снаружи была равна 17 саж. 2 арш., а внутри — 16 саж. Паперть имела не совсем обычное решение. Поперечная стена разделяла ее пространство на две части: узкую восточную и широкую западную. Положение поперечной стены отмечено на фасадах лопатками. В узкую восточную вели два входа: северный и южный. Западная часть паперти разделялась двумя стенами на три помещения, в центральное из которых вел главный западный вход.
Таким образом, согласно принятой традиции, храм имел три входа: один главный и два боковых. Но боковые входы вели не в основную часть храма, а в паперть. Поэтому они могли без существенной потери тепла функционировать даже в зимнее время.
Паперть разделялась плоскими перекрытиями на два этажа. На второй этаж вела лестница, устроенная в южном помещении западной части. Помещения западной части паперти перекрывались парусными сводами. Центральное из них было выделено по высоте, и завершалось луковичной главкой на круглом барабане, который опирался на
ступенчатое основание. Колокольня над папертью отсутствует. Поперечный коридор перекрыт коробовым сводом, опирающимся на две длинные арки: восточную и
западную, и две короткие по торцам.
В основной части храма было устроено духовое отопление, в паперти размещалась одна голландская печь.
В декоративном убранстве фасадов использованы традиции допетровской и раннепетровской архитектуры. Роль вертикальных членений выполняют лопатки. Они огибают углы объемов. На фасадах паперти отмечают места примыкания поперечных стен. Положению внутренних столбов соответствуют широкие лопатки на северном и южном фасадах. Они обрамляют фасады храмовой части в три оконных оси, и отделяют их от трапезной, имевшей также по три оконные оси по фасадам. Лопатки заполняют также и простенки между окнами храмовой части, что отличает ее от трапезной, где лопатки отсутствовали, а обрамлявшие проемы архивольты объединялись профилированной тягой.
Стены храма опирались на проходящий по всему периметру постройки высокий кирпичный двухступенчатый цоколь с раскреповками под лопатками. По верху цоколя под окнами тянулся валик. Стены венчал широкий трехчастный антаблемент с раскреповками над лопатками, который охватывал здание по всему периметру. Нижняя часть, отделенная от стены полочкой, представляла собой поребрик в обрамлении двух валиков. Над ней располагался городчатый фриз в виде плоских городков со ступенчатыми зубцами по нижнему краю, которые можно вписать в одинаковые равнобедренные треугольники. Над фризом шел карниз, выступающая часть которого опиралась на городки — ступенчатые расширяющиеся кверху кронштейны.
Декоративное убранство нижнего яруса дополняли высокие прямоугольные проемы с арочным завершением. При приспособлении церкви под детский дом все проемы были растесаны и превращены в прямоугольные. О размерах и форме первоначальных проемов дают представление лишь арочные ниши, сохранившиеся на восточных гранях боковых апсид. По проекту фасады паперти были дополнительно украшены, расположенным в верхней части стен, под антаблементом, аркатурно- колончатым пояском. Древние храмы должно было напоминать также и обрамление главного западного входа, имевшего форму арочного перспективного портала в виде полуколонок, перехваченных бусинами.
Наиболее значимые в смысловом плане части архитектурной композиции отмечались аттиками, которые ставились над карнизом храмовой части, что отличало ее от трапезной. В центре композиции размещалась крупная прямоугольная ниша с арочным завершением, фланкированная с двух сторон пониженной стенкой с раскреповками над лопатками, простенки между которыми были декорированы рядом квадратных ширинок. Такие же аттики, но без ширинок, ставились с четырех сторон над стенами центрального помещения паперти.
Наибольший интерес представляет архитектурное решение верхнего яруса храмовой части. Фасады верхнего четверика декорированы аркадой из трех больших арочных ниш, архивольты которых опираются на полуколонки с кубоватыми капителями. По углам четверика размещаются трехчетвертные колонки. В большие ниши вписаны повторяющие их очертания малые, превращенные на северном и южном фасадах в оконные проемы. Простенки между двумя нишами декорированы валиком. Прямоугольные стыки стен сглаживаются четвертными валиками. В целом декоративное убранство верхнего четверика, которое строилось на многократном повторении мотива арки, рождало ощущение необычайной легкости, воздушности. Оно еще более подчеркивалось формой покрытия. По проекту крыша верхнего четверика опиралась на архивольты, напоминая позакомарное покрытие древних храмов. Но в процессе строительства первоначальное покрытие было заменено более практичным — четырехскатным.
Над верхним четвериком возвышалось завершение из пяти луковичных глав на круглых барабанах, декорированных аркатурно-колончатыми поясками. Такая же главка ставилась над центральной частью паперти.
Церковь имела оригинальную объемно-пространственную композицию, при которой высокой двусветной делалась лишь ее центральная часть, опиравшаяся на четыре мощных столба. Боковые (северное и южное) крылья храмовой части, а также трапезная оставались одноэтажными. Это давало возможность, сохранив полезную площадь здания, не увеличивать его объем, который необходимо было отапливать. Таким образом, архитектору удалось создать редкий тип храма, в котором соединились пятиглавый собор и теплая трапезная церковь.
Стены второго яруса, опиравшиеся лишь на четыре мощных столба, необходимо было максимально разгрузить. Архитектор нашел прекрасное решение, он декорировал фасады аркадой. Многократное повторение мотива арки рождало ощущение легкости и воздушности сооружения.