Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Василия Исповедника, что в Новой деревне, 1895-1897 гг., арх. А.П. Попов
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Международная ул., дом 10, строение 2
Вид объекта Церковь
Датировка 1895-1897 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение религиозное
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние реставрационные работы ведутся
Архитектор Попов А.П.
Описание объекта

Новая деревня у Рогожской заставы образовалась как рабочий поселок в конце XIX столетия со строительством здесь завода Гужона. Территория, на которой был построен поселок, находилась за Камер-Колежским валом, считавшимся тогда официальной границей города, и была приписана приходом к пригородному селу Карачарову. В это время появилась острая необходимость в строительстве своей церкви, так как старинные православные храмы Рогожской слободы были от Новой деревни слишком далеко, как и церковь села Карачарова.

Разработка проекта храма в Новой деревне первоначально, в 1894 году была поручена В.А. Бахрушиным московскому архитектору Б.В. Фрейденбергу. Но в дальнейшем из-за его занятости проектированием церкви занялся Алексей Протогенович Попов (2-ой). Церковь Василия Исповедника, что в Новой деревне, была построена в 1896 году на средства известных промышленников и меценатов братьев А.А., П.А., В.А., Бахрушиных. Внутренняя отделка храма была выполнена в 1897 г. В 1899 г. фасады храма были выбелены. В 1906 году стены и своды в интерьере храма были покрыты росписью художником Ф.А. Соколовым, который ранее написал все иконы для иконостасов главного храма и приделов. Стенопись «в стиле Строгановского письма с орнаментами в византийском стиле» производилась по эскизам, разработанным в 1903 году архитектором- художником Ф.Ф. Горностаевым.

Архитектура храма была типичной для «русского стиля» второй половины XIX века: шатровая колокольня богатый кирпичный декор, многочисленные кокошники, колонки и ширинки.

Композиция здания слагалась из двух частей — собственно храм и примыкающего к нему с западной стороны вертикального объема колокольни. Объем храма имел симметричную центрическую композицию в виде квадратного в плане приземистого четверика. Над центральной его частью возвышался граненый световой восьмерик, увенчанный единственной луковичной главкой — вытянутой кверху и дополнительно вознесенной на стройном глухом барабане. В ширину восточного фасада к четверику примыкает трехчастный алтарь — одинаковый с ним по высоте и состоящий из трех полукруглых в плане апсид. К центру западного фасада примыкает компактный кубический объем паперти, который служил, одновременно, западным входным крыльцом и основанием ярусной колокольни. Боковые входы в храм были оформлены крупными притворами, или крыльцами, закрывающими собою более трети фасада и равными четверику по высоте.

Два яруса звонницы церкви Василия Исповедника, незначительно уменьшенные один относительно другого, были водружены на кубическом основании западной паперти. План у ярусов звонницы квадратный, но углы объемов были скошены — слегка скруглены и. декорированы вертикальными лопатками. Одинаковые арки звонов, ориентированные по странам света, расположены в обоих ярусах. Звонница была увенчана шатровой кровлей со слухами и двумя ярусами полукруглых кокошников в основании шатра. Главка над колокольней имела своеобычную шаровидную форму и поддерживала восьмиконечный крест.

Главная особенность общей композиции здания состояла в том, что, в отличие от большинства приходских церквей, она имела не трехчастную, а двухчастную композицию, в которую не был включен самостоятельный объем т.н. «трапезной». Отсутствие последней компенсировалось значительными габаритами четверика, рассчитанного на вместимость до 3000 человек, сопоставимую

с масштабом соборных храмов.

Помещение храма было поднято на высоком цоколе, или полуподвале, просторные помещения которого предназначались для размещения в них системы духового отопления. Вход в полуподвальные помещения первоначально осуществлялся по каменным лестницам из боковых притворов. Воздуховоды, устроенные в толще стен здания, решали две важные проблемы внутреннего благоустройства: отопление и вентиляцию. Сложные расчеты конструкций и высокое качество строительной технологии обеспечивали еще одно важное качество помещений, где совершались богослужения — их акустику.

Объем храма был сложен целиком из красного кирпича промышленного производства, с использованием белого известняка в цокольной части здания. Кровля его первоначально была покрыта оцинкованным железом, а немногим позднее покрашена в зеленый цвет масляной краской. Тогда же, первоначально красные, фасады церкви были выбелены известью

В советские годы церковь Василия Исповедника разделила судьбу большинства православных храмов Москвы.

В 1922 г. постановлением Совнаркома из него были изъяты все церковные ценности. Переход прихода в обновленчество не спас церковь Василия Исповедника от закрытия и дальнейшего разорения. После упразднения церкви в 1935 году, здание храма передали заводу «Серп и Молот». После закрытия храма его объем частично разобрали, лишив бывшую церковь признаков культового здания. Были сломаны яруса звонницы, разобраны венчающие элементы восьмерика — световой фонарь, глава и крест; в дальнейшем были разобраны боковые притворы и сбит архитектурный декор фасадов здания. Художественное обезличивание сопровождалось приспособлением для нового использования. После надстройки здания его внутреннее помещение разгородили на три этажа, пробив в трех уровнях для освещения новые прямоугольные окна. Наружная оштукатурка фасадов окончательно скрыла под собою признаки исторически ценного памятника архитектуры. Почти полностью была утрачена и художественная отделка интерьеров. В результате, в список памятников архитектуры, состоящих на Государственной охране, здание церкви Василия Исповедника включено не было.

Каменные и деревянные постройки, находившиеся на территории церковного владения и принадлежавшие церкви, были отчуждены, а в дальнейшем постепенно уничтожены, освободив место для новых зданий. В настоящее время сохранился фрагмент старой церковной ограды с главными воротами, выходящими на Международную ул. и зданием привратной сторожки, построенной вместе с храмом в псевдо-русском стиле, но обезличенной в 1967 году уничтожением архитектурного декора ее фасадов.

С 1947 по 1990 гг. в здании церкви размещался архив Института истории партии Московского городского комитета КПСС (с 1990 г. — Научный и информационный центр политической истории Москвы).

В июле 1991 г. московскими властями было принято решение о возвращении здания церкви Василия Исповедника Русской православной церкви (РПЦ).

Богослужение возобновилось в храме только 4 декабря 1998 года. С 1999 г. храм Василия Исповедника официально возвращен РПЦ.

В последние годы на фасадах храма проведены ремонтно­реставрационные работы по восстановлению утраченного декора. Помимо этого, в восточной части были частично разобрано позднее междуэтажное перекрытие, а получившееся пространство используется для богослужений.