Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Усадьба Луниных, 1818-1823 гг.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, Никитский бульв., дом 12А, строение 1, 2.
Вид объекта Ансамбль
Датировка 1818-1823 гг.
Правоустанавливающие документы Приложение 1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327
Современное значение музейное
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Жилярди Д.И.
Описание объекта

Исторические сведения: Городская усадьба возникла не позднее конца XVII — начала XVIII веков, когда был построен кирпичный дом, ориентированный поперек участка и впоследствии вошедший в качестве дворового крыла главного дома усадьбы Луниных. Во второй половине XVIII века усадьба принадлежала князю Л.А. Путятину (упоминание в прописной книге 1788 года). При нем архитектором Е.С. Назаровым был перестроен главный дом — надстроены второй и третий этажи, к северному фасаду, возможно, возведен портик. Около 1802 года усадьбу приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин, родственник декабриста М.С. Лунина. К этому времени комплекс состоял из кирпичного трехэтажного главного дома, отодвинутого от красной линии Никитского бульвара, двух одноэтажных флигелей, выходивших на красную линию бульвара и стоявших не симмитрично относительно главного здания, а также нескольких кирпичных и деревянных построек в один-два этажа, размещенных по периметру участка (вдоль Калашного переулка, по северной и южной сторонам).

В 1812 году сгорели деревянные службы, возобновленные в 1817 году в кирпиче. Основная же перестройка всей усадьбы проходила в 1818 — 1822 годах по проекту архитектора Д. Жилярди. Им были заново выстроены корпус главного дома вдоль красной линии бульвара, южный флигель с прилегающим к нему дворовым крылом (утверждение Е.В. Караулова о том, что Жилярди сохранил первоначальное ядро флигеля XVII века, не подтверждается натурным исследованием кирпичной кладки здания), каретный сарай, службы вдоль красной линии Калашного переулка и двое ворот — со стороны бульвара и переулка, обеспечивающих сквозной проезд через южный двор. Значительной перестройке, как внутри, так и снаружи подверглось первоначальное ядро главного дома, превратившееся в дворовое крыло нового здания. Служебный корпус вдоль Никитского бульвара и служебное здание, замыкающее двор с севера, были перестроены Жилярди с включением стен XVII века.

В 1823 году сразу после реконструкции усадьбы, ее строения были проданы вдовой П. М. Лунина коммерческому банку. При новом использовании бывший главный дом усадьбы был несколько переделан внутри. В 1859 году здания перешли во владение Государственного банка, в котором находились вплоть до 1917 года.

В настоящее время в комплекс усадьбы входят следующие сооружения:

1) Главный дом, конец XVII – начало XVIII веков, вторая половина XVIII века, 1818-1822 годы.
2) Южный флигель, 1818 года.
3) Северный служебный флигель, вторая половина XVII века; 1818 год.
4) Южный служебный флигель, 1818-1822 года.
5) Каретный сарай, 1818-1822 года.
6) Восточный служебный корпус, 1818-1822 года.
7) Северный служебный корпус, вторая половина XVII века; 1818-1822 года.
8) Двое ворот, 1818-1822 года.

Ансамбль или памятник: Замечательный архитектурный ансамбль в стиле ампир, одна из наиболее интересных московских усадеб первой четверти XIX века. Построенный по проекту Д. Жилярди комплекс в полной мере раскрывает своеобразные приемы градостроительного мастерства зодчего.

Перестройка и утрата: В 1920-е годы были надстроены вторые этажи над каретным сараем и служебными корпусами вдоль Калашного переулка. В советское время были также заложены ворота, выходящие в Калашный переулок, а со стороны двора к ним сделали небольшую пристройку. За исключением главного дома и южного флигеля все постройки сильно перепланированы.

Реставрационные работы: Основные постройки усадьбы-главный дом и южный флигель-реставрированы по

методу консервации. Остальные здания подверглись капитальному ремонту в 1970-е — начале 1980-х годов.

Реставрационные работы проводились дважды. В 1950-е годы их проводил архитектор Е.Н. Караулов. С 1969 года работами руководит архитектор Н.В.Сибиряков. Реставрация интерьеров еще не закончена.

Описание памятника: Усадьба занимает обширную прямоугольную по конфигурации территорию, заключенную между Суворовским бульваром и Калашным переулком. Центральное место в асимметричной композиции занимает главный дом, ориентированный поперек участка и делящий его на два различных по величине, изолированных друг от друга двора. Южный (каретный) двор значительно меньше северного. Его «Г»-образную конфигурацию определяют южный флигель с прилегающим к нему крылом, каретный сарай и главный дом. Длинным проездом между флигелем и домом, ведущим к воротам, двор сообщается с бульваром. Первоначально аналогиные ворота выходили и в Калашный пер. (ныне заложены и застроены). В отличие от южного северный двор представляет собой замкнутое пространство, со всех сторон окруженное служебными корпусами и главным домом. Лишь проездная арка, прорезающая северное крыло дома, соединяет двор с бульваром.

Пространственная композиция усадьбы строится на сочетании разновысотных объемов, выдержанных в едином стилистическом ключе (ампир). Она рассчитана на восприятие главным образом с двух точек зрения-со стороны Суворовского бульвара и Калашного переулка. Здания, выходящие на красную линию бульвара, образуют парадный «фасад» усадьбы. Компактный трехэтажный объем главного дома в центре сочетается с двухэтажным южным флигелем, чем пространственно решенный портик выступает за красную линию, и с протяженным одноэтажным служебным корпусом, с севера примыкающим к нему. Между домом и флигелем устроены ворота с прямоугольным проемом, украшенным клинчатой веерообразной перемычкой. Фасады здания решены репрезентативно и, несмотря на различия, объединены целым рядом схожих декоративных деталей, придающих им как бы единый масштаб (руст, полуциркульные окна, веерообразные клинчатые перемычки, лепные композиции).

В отличие от торжественной сложной композиции усадьбы со стороны бульвара «фасад» ее, обращенный к Калашному переулку носит сравнительно замкнутый и декоративно сдержанный характер. Сооружения образуют вдоль красной линии застройку «сплошной фасад». Над общим уровнем двухэтажных (первоначально одноэтажных) служебных корпусов и каретного сарая возвышается трехэтажный объем главного дома. Единственной паузой в сильно протяженном фасаде построек служат ворота, заполняющие небольшой промежуток между домом и каретным сараем. Нижний этаж служб (за исключением центрального ризалита северного корпуса) обработан рустом, а окна первого этажа украшены веерообразными клинчатыми перемычками. Оформление окон второго этажа прямыми сандриками повторяет ампирные формы. Со стороны дворов служебные постройки лишены декора. Лишь одноэтажное с подвалом дворовое крыло южного флигеля декорировано квадратным рустом, белокаменными «замками», подоконниками и венчающим карнизом.

Внутренняя планировка служебных корпусов крайне проста. Пространство каждого из них делится поперечными капитальными стенами на ряд помещений. В подвале дворового крыла южного флигеля-одно большое помещение перекрытое коробовым сводом, в котором над проемом устроены распалубки со «щечками».