Наименование объекта | Здание кинотеатра «Художественный» — один из старейших кинотеатров г. Москвы, 1909 г., арх. Н.Н. Благовещенский; 1912-1913 гг., арх. Ф.О. Шехтель |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Москва, Арбатская пл., дом 14, строение 1 |
Вид объекта | нежилое здание |
Датировка | 1909 год, 1912-1913 года |
Правоустанавливающие документы | Решение Президиума Московского Городского Совета народных депутатов № 84 от 30.07.1992 года |
Современное значение | кинотеатр |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | ведется реставрация |
Архитектор | Благовещенский Н.Н., Шехтель Ф.О. |
Исторические сведения: Здание кинотеатра «Художественный» располагается в средней части Москвы — в Белом городе, у его границы — на Арбатской площади. В XIX столетии до 1870-х гг. домовладение принадлежало дворянской фамилии Макаровых, последними владельцем которого был коллежский секретарь Дмитрий Дмитриевич (умер в 1880 году на 79 году жизни) и его жена Екатерина Петровна.
До 1917 года хозяином владения было Варваринское Акционерное Общество Домовладельцев, новый устав которого Высочайше был утвержден 17 января 1897 года. Общество было учреждено с целью приобретения и эксплуатации недвижимого имущества, находившегося в Москве. Владение Общества на Арбатской площади было доходным, так как свои постройки оно сдавало в аренду под жилье, торговлю, склады и т.п. В 1909 году Варваринское Акционерное Общество Домовладельцев по инициативе его управляющего А.Л. Ероша построило здание кинотеатра «Художественный» в стиле модерн по проекту архитектора Николая Николаевича Благовещенского, автора ряда доходных и производственных домов в Москве (доходные дома: по Борисоглебскому переулку, 15 (до 1993 года Писемского, 15; Богоявленского монастыря на Никольской улице, 1905 года; здание «паровой фабрики шоколада, какао, кофе, конфет и прочего» торгового дома «Братья А. и С. Ивановы» на углу Большого Саратовского переулка и улицы Малой Ордынки (до 1993 года улицы Островского) (кондитерская фабрика «Марат» Объединения «Рот-Фронт»)», 1905-1913 года).
Здание кинотеатра было одноэтажным с подвалом для технических целей под частью здания, с зрительным залом на 332 места, с большим вестибюлем, фойе, которое использовалось как эстрадно-концертная площадка, и рядом специальных помещений.
Здание кинотеатра «Художественный» — это первое в Москве здание, специально построенное для синематографа.
5 ноября 1909 года «Русские ведомости» опубликовали сообщение: «На днях последует открытие «ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭЛЕКТРО-ТЕАТРА» в специально выстроенном здании на Арбатской площади. Зрительный зал на 400 мест и фойе со светящемся фонтаном художественно отделаны… Грандиозный экран в светящемся гроте. При фойе роскошный буфет. Симфонические антракты под управлением И.Г. Лескеса. О дне открытия последует особая публикация»
Уже в десятых числах ноября стали демонстрироваться художественные фильмы немого кино.
В 1912-1913 гг. по проекту одного из ведущих архитекторов России Федора (Франца) Осиповича Шехтеля здание кинотеатра «Художественный» перестраивается. К старому объему вновь пристроили двухэтажный каменный корпус с подвалом для технических целей. В нем разместили сцену с оркестровой ямой, большой зрительный зал на 950 мест в партере и на балконе, две гостевых ложи на втором этаже; лестницы, фойе, ряд служебных помещений и квартиру управляющего кинотеатром. Старое здание приспособили под вестибюль, фойе и гардероб. Был изменен фасад здания по Арбатской площади. Вместо пышной отделки в стиле эклектики с ростовской — строгий неоаппир, симметрия входов в здание, с барельефными композициями на сюжеты из греческой мифологии над ними и 4 скульптуры на атаке. При возведении нового корпуса были использованы все новейшие достижения строительной техники. Перекрытия сделали из бетона по железным балкам, устроили паровое отопление и электровентиляцию, продумали противопожарную защиту всего здания. Зал украсили лепниной по рисунку Ф. Шехтель, ниши с огромными барельефными композициями на сюжеты из греческой мифологии, пилястры с изящным лепным декором канителей(позже рисунок был использован для оформления станции метро «Арбатская»); им же спроектирован уникальный кессонированный потолок. Современники отмечали хорошую акустику зрительного зала.
До 1917 года кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (с арендой у Варваринского Акционерного Общества Домовладельцев) принадлежал Александру Алексеевичу Ханжонкова (1877-1945), кинопредпринимателю и кинодеятель. Еще в 1906 он организовал кинематографическое
предприятие в качестве представителя иностранных фирм. В 1907-1908 годах начал собственное производство художественных фильмов. В 1908 году построил первую кинофабрика (на Житной улице), в 1912 году создал Торговый дом «Ханжонкова и К» на Тверской (ныне кинотеатр «Москва» — Российский киноцентр «Дом Ханжонкова»). В 1911-1912 годах организовал отдел, занимающийся съемками хроникальных и этнографических картин; выпуском мультфильмов. После 1917 года работал консультантом «Госкино», затем заведующим производством «Пролеткино».
После 1918 года кинотеатр «Художественный» был национализирован на основании постановлений Президиума Моссовета от 17 июля 1918 года «О кинематографических предприятиях», «О цензуре над кинематографией», «Об учете кинематографической пленки», на основании которых был установлен контроль Кинокомитета Наркомпроса за деятельностью кинопредприятий (киноателье и кинотеатров) и за кинорепертуаром. Последующие законодательные акты лишь укрепили законность национализации кинопредприятий (Декрет Совнаркома РСФСР от 27 августа 1919 года «О переходе фотографической и кинематографической промышленности и торговле в ведение Наркомпроса») с правом национализации кинофотопредприятий; Решение ЦИК и Совнаркома СССР от 17 июля 1924 года «Об установлении государственной монополии в области проката…).
Вплоть до открытия в 1961 году кинотеатра «Россия» «Художественный» оставался главным кинотеатром столицы, первоэкраном страны. Премьеры всех лучших кинокартин СССР того периода, ретроспективы произведений лучших отечественных и зарубежных кинематографистов, встречи с ведущими мастерами экрана: режиссерами, артистами, сценаристами, операторами происходили в зале кинотеатра «Художественный». Здесь зрители чествовали Д. Чертова, С. Эйзенштейна, братьев Васильевых, А. Довженко, Г. Козинцева, Л. Орлову, М. Жарова… В «Художественном» впервые были показан первый советский звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь» (1931 год, режиссер Н. Экк) и первый цветной фильм «Груня Корнакова».
До 1941 года кинотеатр «Художественный» — единственный в городе, который по предварительным заказам доставлял билеты на дом.
Памятник: Кинотеатр «Художественный», построенный и перестроенный по проекту архитекторов Н.Н. Благовещенского и Ф.О. Шехтеля, связан с историей дореволюционного русского и советского кино XX века, здесь демонстрировались лучшие отечественные и зарубежные кинофильмы, устраивались встречи с выдающимися кинорежиссерами, актерами, сценаристами и операторами. Кинотеатр является памятником истории и культуры.
Перестройки и утраты: Незначительная перепланировка ряда специальных помещений здания.
Реставрационные работы: Реставрационные работы начаты в 2014 году.
Описание памятника: Кинотеатр «Художественный», построенный в стиле неоампира в 1912 году, расположен на Арбатской площади. Здание прямоугольное в плане, его передняя часть — одноэтажная, частично с подвалом, задняя — двухэтажная с подвалом. Главный фасад, обращенный на площадь, имеет два боковых чуть выступающих ризалита с парадными входами в прямоугольных нишах, завершенных профанированными карнизами, над которыми имеются полуциркульный ниши. По бокам главных входов в здание сохранились чугунные светильники 1912 года. Венчает здание световое табло с надписью кинотеатр «Художественный». Протяженный правый боковой фасад также имеет три выступающих ризалита. Четыре входа в здание оформлены прямоугольными порталами с сардинками. Прямоугольные окна бокового фасада — простого рисунка без наличников. Левый боковой фасад здания решен как брандмауэрная стена. В передней части здания располагаются с левой стороны вход в фойе, с правой стороны — сени с кассами. За вторым фойе находится зрительный зал на 925 мест, сохранивший декоративное убранство с 1912 года, лишь его экран заменен на широко форматный. Служебные и технические помещения расположены в задней части здания.