Здание театра «Эрмитаж», 1839 г., 1869 г., 1875 г., 1880-е гг., 1890-е гг., арх. А. Новиков, 1947-1948 гг., арх. М.В. Посохин. ...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Здание театра «Эрмитаж», 1839 г., 1869 г., 1875 г., 1880-е гг., 1890-е гг., арх. А. Новиков, 1947-1948 гг., арх. М.В. Посохин. Здесь в 1896 г. состоялись первые кинематографические сеансы «синематографа Люмьера», в 1897 г. выступала Частная опера С.И. Мамонтова; в 1898-1902 гг. давал свои спектакли Московский Художественный театр, в 1913-1914 гг. – «Свободный театр» под руководством К.А. Марджанова. В 1923-1948 гг. здесь работал Московский театр им. Моссовета
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, ул. Каретный Ряд, дом 3, строение 1
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1839 год, 1869 год, 1875 год, 1880-е года, 1890-е года, 1947-1948 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Новиков А.Н., Посохин М.В.
Описание объекта

Изначально сад «Эрмитаж” имел совершенно иной внешний облик и даже расположен он был в другом месте: с 1830 г. почти до самого конца XIX в. располагался он на Божедомке и был первым в г. Москве увеселительным садом, с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами. Наибольшего расцвета достиг в эпоху, когда принадлежал известному антрепренеру, бывшему актеру Малого театра М.В.Лентовскому.

Однако М.В.Лентовский разорился, и сад пришел в запустение, а в дальнейшем был застроен домами.

Сад «Эрмитаж» в Каретном ряду появился на месте бывшей усадьбы купца В.И.Олонцова. После нескольких попыток образования на этом месте театра и сада, предпринимавшихся Московским Артистическим кружком, купцом М.А.Липским, инженером-механиком К.В.Мошниным, весь участок перешел во владение московского купца и антрепренера Я.В.Щукина 16 июля 1894 г. Дата эта отмечается как день рождения сада «Эрмитаж».

За год пустырь превратился в цветущий сад, были разбиты клумбы, дорожки, высажены деревья и кустарники, реконструировано здание театра, и 18 июня 1895 г. «Эрмитаж» официально открылся.

Яков Васильевич Щукин реализует свою идею создания театрального сада с первоклассной театральной программой на уровне лучших европейских образцов.

Сразу после подписания договора об аренде с выкупом участка он организует масштабные работы по расчистке заброшенной территории, служившей в качестве городской свалки.

Владение в Каретном Ряду на тот момент было в весьма плачевном состоянии: большая его часть прежде служила свалкой, все было завалено остовами карет, экипажей и прочим самым невообразимым хламом. В зимний период сюда свозился снег со всех близлежащих улиц и площадей г. Москвы.

Для того чтобы сделать эту территорию цветущим садом Я.В.Щукин решает снять верхний слой грунта на глубину около 1 метра и заменить его черноземом.

Все в этом саду было создано под непосредственным руководством Якова Васильевича. Он собственноручно высаживал    многие из специально отобранных им экзотических цветов для украшения своего сада.

В том же 1894 г. Я.В.Щукин открывает летний сезон своего театра. Здание зимнего театра, открытое по его инициативе еще в 1892 г., его не устраивает, и он вкладывает средства в его обновление. Для этого потребовались значительные суммы, но задуманное дело того стоило. И театральная труппа Я.В.Щукина, через довольно короткое время, уже работает на сцене перестроенного театра.

16 декабря 1894 г. под названием «Новый Эрмитаж» открывается зимний театр Я.В.Щукина. А уже 2 января того же года Я.В.Щукин устраивает благотворительный дневной спектакль для воспитанников учебных заведений г. Москвы. В антрактах детям предлагались бесплатное угощение и подарки. Зимние сезоны 1896 г. и 1897 г. открывались выступлениями впервые приглашенного в г. Москву выдающегося итальянского исполнителя Густаво Сальвини.

Официальное открытие сада состоялось 18 июня 1895 г. Перед открытием сада, православными священнослужителями был совершен торжественный молебен и чин освящения.

По традиции сад открывался для публики в шесть часов вечера. В программе были известные струнные оркестры, знаменитыевокальные исполнители, сцены из оперетт, а также множество других интересных артистов самых разнообразных

жанров выступали до позднего вечера. В саду работал превосходный ресторан, также имевший свою качественную художественную программу.

Сад «Эрмитаж» Я.В.Щукина быстро завоевал популярность среди взыскательной московской публики. В течение летнего сезона 1895 г. в саду побывало в общей сложности более 70 тыс. посетителей.

Неустанно трудясь над совершенствованием своего детища, Я.В.Щукин регулярно выезжает заграницу, для изучения мирового опыта в сфере увеселительных садов. Большое внимание Яков Васильевич уделяет техническому оснащению своего театрального сада. В Европе он заключает контракт на установку автономной дизельной электростанции (впервые в г. Москве), для освещения театральных зданий и создания иллюминации в саду. За рубежом им была также заказана новейшая модель автоматизированной системы орошения. После установки, которой, полив растений в любой точке сада осуществлялся точно в заданное время.

Яков Васильевич лично занимался привлечением на работу в театр лучших коллективов и оперных певцов, оркестрантов, цирковых мастеров: в театре гастролировали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Густаво Сальвини, итальянская опера с Жюлем Девайлом, известные струнные и духовые оркестры.

Здесь впервые в г. Москве состоялся показ изобретения братьев Люмьер — кинематографа. Огромным успехом пользовались оперная труппа князя А.А.Церетели с участием Е.Цветковой и И.В.Тартакова, романсы в исполнении М.И.Вавича, А.Д. Вяльцевой, оперные постановки труппы С.И.Мамонтова, бенефисы Ф.И.Шаляпина.

Построенный в 1909 г. в стиле модерн летний ’’Зеркальный театр” (архитектор А.Н.Новиков), предназначенный исключительно для летних представлений, к 1910 г. приобретает свой окончательный вид.

Реализуя замысел владельца, парковое пространство с регулярной планировкой было объединено архитектором с пространством открытого театра, превращаясь в удивительно уютное фойе из живой листвы.

В планах Якова Васильевича была постройка грандиозного для той поры здания театра, рассчитанного на 4000 мест. В короткие сроки было возведено здание известное теперь как «Щукинская сцена”.

В начале 1917 г. Я.В.Щукин уезжает с семьей в Крым. А вскоре после большевистского переворота 1917 г., сад ’’Эрмитаж” был национализирован. Но история щукинского сада на этом не заканчивается.

Несмотря на исторические перипетии, в период революции, так и в последующее советское время, сад «Эрмитаж» в целом сохранился и сохранил свою театральную функцию, определенную его создателем, как основную.

Здание театра построено во второй половине XIX в. и представляет собой двух- трехэтажный объем прямоугольной формы с пристройкой с подвалом под частью здания. За период длительной эксплуатации здание подвергалось неоднократной реконструкции: разбирались старые и возводились новые стены, перебивались проемы, изменялась планировка внутренних помещений, ликвидировалось печное отопление.

В 1947-1950-х гг. была осуществлена реконструкция с разборкой части здания и пристройкой главного входа (портика).

В 1963 г. над малым залом были заменены деревянные фермы на металлические. В конце 1990-х гг. был реконструирован балкон. В 2015 г. проводились работы по реконструкции здания, которые не были завершены и ведутся вплоть до настоящего времени.