Здание царского павильона, Николаевской железной дороги, на платформе «Каланчевская» г. Москвы, 1896 г., арх. Г.В. Во...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Здание царского павильона, Николаевской железной дороги, на платформе «Каланчевская» г. Москвы, 1896 г., арх. Г.В. Войневич
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Каланчевская ул., д.12
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1896 год
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Войневич Г.В.
Описание объекта

Вечно спешащие и озабоченные пригородные пассажиры, пользующиеся услугами платформы Москва-Каланчевская, вряд ли ныне задерживают свой взгляд на квадратном станционном павильоне с куполом. Ну, стоит себе и стоит — чего еще надо? И действительно, ничего особенного: окошечки касс пробиты на улицу , расписание электричек, в здание ныне прохода нет.

А ведь еще на недавней памяти внутри павильона стояли удобные массивные дубовые скамьи с высокими спинками и замысловатыми резными вензелями. Под его крышей укрывались от дождя, поджидали поезд в холодную погоду — здесь было тепло и сухо. Но мало кто вспоминал о первоначальном предназначении Каланчевского вокзальчика. Это бывший «Императорский железнодорожный павильон», построенный в 1896 году.

Тогда Москва готовилась к коронации императора Николая II, прихорашиваясь, как только позволяла фантазия архитекторов и декораторов всех уровней и рангов. Фасады многих зданий, все вокзалы, центральные площади были пышно убраны государственными символами, вензелями Николая II и императрицы Александры, гирляндами, флагами, цветными огнями. Ожиданием редкого зрелища — кремлевской коронации, царского шествия и проезда по улицам столицы в сопровождении нарядной свиты, торжественных приемов и много чего еще, была насыщена вся повседневная жизнь города.

Согласно утвержденной процедуре, царский поезд с берегов Невы должен был прибыть на пути станции Москва-Каланчевская, что рядом с Николаевским вокзалом. Там, в специально построенном парадном павильоне планировалась встреча нового царя с московской знатью, городской депутацией. Поэтому строительству павильона уделялось самое пристальное внимание.

Все работы пришлись на зимнее время, а потому, чтобы не остановить дело, пришлось над всем зданием устроить особый громадный шатер, покрыв его толстым войлоком и вдобавок рулонами толя -все это не пропускало внутрь ни холода, ни сырости. Строительство было поручено Генриху Войневичу — архитектору Управления Николаевской железной дороги. Вот что писали газеты того времени: «Павильон имеет семь сажень длины (сажень=2,134 метра), шесть ширины и 3,5 сажени высоты. Выстроен он из облицованного красного кирпича и разукрашен тарутинским камнем. Павильон красив и увенчан куполом, покрытым цинком. Над залой здания высится небольшая башня со шпилем в середине».

Внутри павильон был великолепен: стены красиво декорированы штофными тканями, украшены светильниками, зеркалами, стояла изящная мебель. В целом строительство вокзала обошлось казне в 100 тысяч золотых рублей. Вот где подтвердилось: мал золотник, да дорог. Дополнительно со стороны путей была устроена весьма просторная платформа, покрытая легким навесом с резьбой тонкого рисунка. Ширина этой галереи позволяла установить в 12 рядов встречающую парадную войсковую команду, да еще с оркестром в придачу. Известны старые гравюры, где весьма красочно изображен этот павильон с эффектной галереей, с выстроенным почетным караулом, виден и приближающийся царский поезд. Как и предполагалось, этот уютный павильон был готов к сроку, возле него разбили сквер, который окружает здание и поныне.

Но по ряду причин церемониал въезда Николая II на коронацию в Москву был изменен. Распорядители не учли ряд моментов: для тожественного въезда предполагалось иметь несколько десятков парадных карет и 90 лошадей в

сопровождении служителей придворного конюшенного ведомства. Неширокая Каланчевская улица необходимого пространства для такого количества конных экипажей просто не имела. Кроме того, в Москву привезли транспорт жетонов и серебряных рублей, предназначенных для раздачи народу «в память Священного коронования». А такая раздача в тесноте Каланчевской и далее Мясницкой улиц была крайне нежелательной — сомнут всю торжественную процессию. Словом, высочайший поезд по соединительной Алексеевской ветке прибыл на Смоленский (ныне Белорусский) вокзал.

Предварительно пришлось спешно сооружать новый павильон, теперь уже близ Тверской заставы. Нарядный этот деревянный терем по проекту известного московского архитектора Льва Кекушева возвели очень быстро — тут уж сроки поджимали. Простоял павильон Кекушева всего 12 лет, и при реконструкции вокзала его разобрали. Сейчас на этом месте вестибюль станции метро «Москва-радиальная». Что же касается здания на Каланчевке, то Николай II почти через два месяца после коронации 1896 года вернулся в матушку-Москву по пути в Нижний Новгород на Всероссийскую промышленно-художественную выставку. В убранстве национальных флагов царский павильон выглядел весьма нарядно. Спустившись по ступенькам вагона, обитым голубым плюшем Николай Александрович поздоровался с встречавшими и, пройдя в зал, «милостиво выслушал пришедших». Не поехать в Нижний на открытие крупнейшей в стране ярмарки он просто не мог, ибо устройство всероссийского торжища началось по инициативе Александра III, его державного родителя.

В последующие годы во время поездок, пока меняли паровоз и производили технический осмотр состава, царская семья останавливалась в этих стенах, отдыхала и приводила себя в порядок. Последняя торжественная встреча Николая II на Каланчевке состоялась 28 мая 1912 года, когда император прибыл в Москву на открытие возле храма Христа Спасителя памятника своему отцу — Александру III. В тот день Каланчевская платформа была по всей длине выстлана коврами, белым и красным сукном, на клумбах из цветов составили царские вензеля и герб России. Внутри павильон задрапировали тканями, золотыми кистями. На платформе выстроили почетный караул со знаменем и «хором музыки».

И все годы до Октября павильон тщательно охранялся и поддерживался в соответствующем состоянии.

После Февральской революции 21 апреля 1917 года в бывшем царском павильоне состоялось заседание железнодорожников Московского узла. На нем было принято решение «считать настоящее собрание образованным районным Советом рабочих депутатов железнодорожников», после чего в Москве явочным порядком оформился и Железнодорожный район, который территориально объединял служащих, мастеровых и рабочих железнодорожного узла в пределах Окружной железной дороги. Совет возглавил И.Пятницкий. Какое-то время и сам райсовет размещался в этом же здании. Позднее здесь проходила первая общегородская конференция Союза рабочей молодежи «III Интернационал», о чем еще недавно напоминали мемориальные доски. А потом все эти организации переехали в более просторные здания, и бывший царский павильон приступил к выполнению своей железнодорожной функции — стал удобным пригородным вокзалом. Вот сколько неожиданных, не царских, дел было связано с этим зданием рядом с площадью трех вокзалов Москвы.

Автор статьи: Юлиана Толстова