Жилой дом, 1939-1941 гг., арх. А.Г. Мордвинов. Здесь в 1941-1961 гг. в квартире 109-110 жил и работал пианист и педагог, профес...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Жилой дом, 1939-1941 гг., арх. А.Г. Мордвинов. Здесь в 1941-1961 гг. в квартире 109-110 жил и работал пианист и педагог, профессор А.Б. Гольденвейзер. В этом доме в 1947-1971 гг. жил и работал скульптор С.Т. Коненков (с 1974 года — мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова)
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, Тверская ул., дом 17
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1939-1941 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Мордвинов А.Г.
Описание объекта

В первые годы советской власти вопрос о расширении узкой и кривой тверской улицы не ставился: предложения по реконструкции района исходили из необходимости сохранения ее исторической застройки и прокладки сквозь кварталы новой улицы-дублера. К началу 1930-х годов от идеи дублера отказались: транспортную проблему новая улица не решала, оттягивая на себя лишь часть потока с тверской улицы, к тому его прокладку пришлось бы вести поперек естественного рельефа местности. В 1932 году Тверская и продолжавшая ее после Триумфальной площади 1-я Тверская-Ямская улицы были переименованы в улицу Горького – в честь писателя Максима Горького. После отказа от идеи прокладки дублера градостроители сосредоточились на поиске вариантов новой планировки улицы. Эта работа была поручена архитектурно-планировочной мастерской (АПУ) Моссовета под руководством профессора С.Е. Чернышева; она же занялась разработкой планировки продолжения улицы – Ленинградского шоссе. Главной задачей АПУ стал поиск вариантов оптимальной трассировки улицы Горького, которая бы решила транспортную проблему. и вместе с тем, обеспечивала максимальное сохранение существующей застройки. Принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал коренное преобразование улицы Горького, фактически — отстройку улицы заново. Отраженное в плане градостроительное решение предполагало провести расширение начального участка улицы за счет правой (четной) стороны, от газетного переулка и проезда художественного театра переулков сносилась застройка по обеим сторонам, на отрезке от Советской до Пушкинской площади расширение шло за счет нечетной стороны. Подобное решение позволяло сохранить некоторые ценные здания и существенно расширить ширину улицы — до 40 метров в районе пушкинской площади и до 56 метров в начальной части магистрали.

Новые красные линии улицы Горького прошли через плотную историческую застройку, основную массу которой решили снести, а наиболее ценные здания – переместить в глубь кварталов. технологию перемещения отработали под руководством Э.М. Генделя, и уже в 1935 году провели первый опыт передвижки здания недалеко от площади Маяковского.

В ходе реконструкции были перемещены здания Саввинского подворья, Моссовета, Московской глазной больницы и ряда других.

Одновременно с

передвижкой старых домов начали строительство новых.

Первыми зданиями, возведенными в ходе реконструкции улицы Горького, стали жилые дома по правой стороне улицы от Охотного Ряда до Советской площади. Проектированием этого участок улицы первоначально занимались А.В. Щусев, И.Л. Маркузе и А.Я. Изаксон, по предложению которых решили весь начальный участок улицы застроить двумя протяженными корпусами, оформленными в едином стиле. Однако, в 1937 году после скандала, связанного со строительством гостиницы «Москва», Щусева отстранили от проекта и передали его А.Г. Мордвинову. В ходе реконструкции улицы провели сглаживание рельефа до Советской площади (в отдельных местах толщина срезаемого грунта достигала полутора метров), проезжую часть и тротуары заасфальтировали. В сталинскую эпоху церковь Дмитрия Солунского, стоявшую на месте нынешнего дома №17 решили разобрать и построить на этом месте дома. В 1933 году культового сооружения не стало.

В тридцатые годы архитектор Мордвинов работал над преобразованием улицы Горького (ныне – Тверская). Построенный по его проекту в 1940 году «дом под юбкой» вместе с домом № 15 занимает участок, начиная от Вознесенского переулка и до самого Бульварного кольца. Здание получилось архитектурно изысканным и богато декорированным. Массивные стены сделаны из светлого кирпича. Фасад украшен затейливыми рельефами, балконами, эркерами, статуями и башенками восточного типа. Для входа в примыкающий переулок была устроена большая арка-проезд. Угловую башню здания на Тверской, 17 до 1958 года украшала большая статуя балерины – творение скульптора Г.И. Мотовилова. В высоко поднятой руке девушки находились непременные в то время серп и молот. Москвичи считали, что это скульптурное изображение Ольги Лепешинской, бывшей тогда примой Большого театра. В войну статуя устояла, но сталинские времена пережила ненадолго. Поводом для демонтажа послужила появившаяся трещина, да и не очень нравилась эта каменная дама руководству министерства культуры. Но, тем не менее, название строения, придуманное москвичами «дом под юбкой», сохранилось до сих пор. В доме по адресу: Тверская, 17 в свое время жили скульптор С.Т. Коненков и пианист А.В. Гольденвейзер. Сейчас в мастерской скульптора и в квартире пианиста открыты музеи, которые посвящены творчеству этих известных мастеров.