Жилой дом Э.А. фон Беренса, 1871 г., техник арх. М.А. Фидлер, перестройка в 1905 г., арх. Н.Н. Благовещенский. Здесь в 1920-х г...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Жилой дом Э.А. фон Беренса, 1871 г., техник арх. М.А. Фидлер, перестройка в 1905 г., арх. Н.Н. Благовещенский. Здесь в 1920-х гг. жил кинорежиссер Г.Л. Рошаль
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, Гусятников пер., дом 7, строение 1
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1871 год, 1905 год
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Благовещенский Н.Н., Фидлер М.А.
Описание объекта

В первой половине XVIII века обширным двором вдоль Гусятникова переулка владел полковник Петр Васильевич Чичерин. Владение образовалось на месте нескольких наделов Огородной слободы.

Каменные палаты располагались по красной линии Гусятникова переулка. В саду имелось каменное строение, включавшее жилые и нежилые помещения, торцом выходило на Чудовский пер. Сформированная объемно­пространственная структура владения с конца XVIII века и до 1870-х гг. полностью меняется в связи с разделом территории на два двора.

Второй этап формирования застройки начинается в 1880-х годах со строительством двух жилых домов в глубине двора, один из которых — сохранившийся д. 7 и служебных построек, торцами выходящих на красную линию переулка. Рассматриваемая территория еще до раздела владения была достаточна обособлена. Дом сдавался одной семье, на остальной территории жили владельцы — семья Э.А. Беренс. Обследуемое строение представляет собой жилой одноэтажный деревянный дом на каменном подклете. Со времени постройки — 1880-х г. г. и до 1917 г. в нем проживала одна семья, снимавшая помещение у владельца.

Деревянный жилой дом Э. А. фон Беренса с трёхоконным мезонином на каменном подклете отступает от красной линии Гусятникова переулка. Дом построен в «новогреческом» стиле. По сравнению с более ранним классицизмом, также опиравшимся на античные образцы, в основу этого

архитектурного направления легла идея строгого воспроизведения архитектурных форм Греции, освобождая их от более поздних наслоений. Жилой дом в Гусятниковом переулке был построен на исходе первой волны увлечения этим стилем в Москве, начавшейся в 1860 году.

В деревянном неогреческом по декору особняке, построенном архитектором М.А.Фидлером в Гусятниковом переулке, 7, стиль выражается в ионических пилястрах и вставках с акротериями и меандром. В постройке чувствуется позднеклассическая основа, несколько измененная в сторону свободы плана, а фасадный декор представляет вольные композиции с несимметричными и как бы необязательными аппликациями археологически- точного в деталях декора.

Усадьба потомственного дворянина коллежского асессора Эдуарда Андреевича фон Беренса была построена архитектором М.А. Фидлером. Она первоначально представляла собой два разнесенных симметричных строения. В 60-х годах прошлого века левую часть владения демонтировали.

После революции дом был национализирован и отдан под коммунальные квартиры. В 1920-х годах в коммунальной квартире в этом доме проживал Г.Л. Рошаль — кинорежиссер, начавший свою московскую карьеру учеником Мейерхольда, народный артист СССР и дважды лауреат Государственной премии за фильмы «Академик Иван Павлов» и «Мусоргский».

В начале 1930-х годов владение отошло к Обществу старых большевиков.