Жилой дом преподавателей Московского Синодального училища церковного пения, 1897 г., арх. В.Д. Шер. Здесь жили выдающиеся комп...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Жилой дом преподавателей Московского Синодального училища церковного пения, 1897 г., арх. В.Д. Шер. Здесь жили выдающиеся композиторы А.Д.Кастальский, П.Г.Чесноков и др.
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Большая Никитская ул., дом 11/4, строение 2
Вид объекта жилой дом
Датировка 1897 год
Правоустанавливающие документы -
Современное значение -
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Шер В.Д.
Описание объекта

Жилой дом преподавателей Московского Синодального училища цер­ковного пения находится на территории обширной городской усадьбы древне­го рода Колычевых, располагающейся между Большой Никитской улицей и Средним Кисловским переулком. История усадьбы прослеживается с 1710-х гг. Тогда здесь на красной линии Большой Никитской улицы стоял деревян­ный дом на каменном фундаменте, справа от него располагался флигель, поза­ди — хозяйственный корпус. В конце XVIII века усадьба была отстроена в камне в стиле классицизма, ее облик в 1802 г. запечатлен чертежами Альбома партикулярных строений М.Ф. Казакова. Главный дом — трехэтажный, по бо­кам -два флигеля, въезд во владение устроен через арку между домом и пра­вым флигелем. В 1856 году усадьба перешла к Московской Синодальной кон­торе Святейшего Правительствующего Синода. В главном доме разместили Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения. То­гда же началась перестройка усадьбы, ведь ученики теперь жили при училище на полном пансионе. Проекты разрабатывал архитектор Владимир Дмитрие­вич Шер (1850-1894), двоюродный брат Ф.М. Достоевского, с 1886 года ис­полнявший должность смотрителя за московским синодальным имуществом. Со стороны двора к главному дому был пристроен трехэтажный корпус с жи­лыми помещениями в нижнем этаже и двухсветным концертно­репетиционным залом (ныне Рахманиновский зал консерватории).

Следующий этап строительных работ во владении Московского Сино­дального училища церковного пения приходится на вторую половину 1890-х гг.. Это стало возможным благодаря богатейшему московскому купцу и из­вестному филантропу Г.Г. Солодовникову, который «сочувствуя просвети­тельской деятельности Московского Синодального училища церковного пе­ния, как единственного в России» высказал намерение пожертвовать в честь коронации императора Николая II 200 тысяч рублей «на устройство новых зданий и приспособления старых к нуждам училища». На перечисленные I .Г. Солодовниковым деньги, в 1897-1898 гг. производились строительные работы на территории Синодального училища.

В 1897-1898 гг. по задней границе владения, по линии Среднего Кислов­ского переулка, был выстроен четырехэтажный дом с квартирами для препо­давателей и служащих Московского Синодального училища церковного пе­ния, а также и для певчих. Дом составил с Синодальным училищем единое це­лое, был соединен в уровне второго этажа переходом с Рахманиновским за­лом.

До настоящего времени авторство здания безосновательно приписыва­лось архитектору В.Д. Шеру, в 1886-1894 гг. исполнявшему должность смот­рителя за синодальными недвижимыми имуществами и часто занимавшемуся строительными и ремонтными работами в подведомственных ему строениях. Обнаруженный в ходе историко-архивных работ проект 3-этажного здания для квартир преподавателей и служащих во владении Московского Синодального училища церковного пения в Ср. Кисловском переулке, был составлен извест­ным московским архитектором Иваном Гавриловичем Кондратенко.

Первоначально дом предполагалось выстроить в 3 этажа, на что и было получено разрешение, но на каком-то этапе работ проект был изменен на че­тырехэтажный.

Окончание всех строительных и отделочных работ в здании с квартира­ми преподавателей училища было завершено к осени 1898 года.

Квартиры располагались вокруг четырех маршевой лестницы, освещен­ной сверху световым фонарем. Планировка квартир традиционная: комнаты объединены в анфиладу, кухня и служебные помещения западной части зда­ния примыкают к черной лестнице.

В 1900-1914 гг. в 4-х квартирах 1-го этажа проживали воспитатели и преподаватели общеобразовательных предметов, в кв.№4 — вдова директора училища B.C. Орлова.

Почти весь 2-й этаж занимали квартиры руководителей училища. В во­сточной части здания — директорская квартира под № 6 (здесь в разное время жили С.В. Смоленский, B.C. Орлов. С.Н. Кругликов. А.Д. Кастальский). Рядом с ней. к северу от парадной лестницы, располагалась небольшая квартира эко­нома (кв. № 5). В западной части здания — кв. № 7, где жил сначала регент B.C. Орлов, а затем инспектора училища.

В 3-м этаже размещались 5 квартир для регентов, преподавателей и служителей училища (Кв. №№ 8-12), в которых в разные годы жили А.Д. Ка­стальский, Н.М. Данилин (кв. № 9), П.В. Чесноков (кв. № 10) и др.

В западном крыле 4-го этажа здания располагались 2 квартиры помощ­ников регента: Н.М. Данилина, Н.С. Голованова (Кв. № 13) и И.Н. Толстякова (кв. № 14). В восточной части дома в 1900-1914 гг. размещались 7 небольших 1-2-х комнатных квартир (Кв. № 15-21) для певчих (5) и служащих (2), в том числе и 1-комнатная квартира под № 20, занимаемая в 1914 году помощником регента В.П. Степановым. Таким образом, на 4 этаже существовало своеоб­разное общежитие для певчих и малосемейных служащих. Все эти

небольшие квартиры были с кухнями, но без ванн и ватерклозетов.

В 1910 г. А.Д.Кастальский стал директором училища. При нем это учебное заведение превратилось в первую русскую духовную консерваторию. В 1918 году стараниями Кастальского училище преобразовали в Народную хоровую академию. Пять лет спустя академию соединили с консерваторией, и жильцы Синодального дома стали ее преподавателями. На базе академии в Московской консерватории под руководством А.Д.Кастальского была образо­вана кафедра хорового искусства.

Здание имеет историко-мемориальное значение: в нем проживали пре­подаватели Синодального училища, выдающиеся деятели музыкального ис­кусства — преподаватели и композиторы А.Д.Кастааьский, П.Г.Чесноков и другие.

В настоящее время комплекс застройки владения 11/4 по Б. Никитской улице включает два строения. Строение 1 — главный дом и флигели городской усадьбы Колычевых конца XVIII — начала XIX вв. с репетиционно­концертным залом (ныне Рахманиновский зал) Синодального училища цер­ковного пения — объект культурного наследия федерального значения; строе­ние 2 — рассматриваемый объект — дом для преподавателей Синодального училища церковного пения — выявленный объект культурного наследия.

Ансамбль городской усадьбы полностью сохранил свою эволюционно сложившуюся объемно-пространственную композицию. Ансамбль играет важнейшую градоформирующую роль, формируя панорамы и фронт застрой­ки Большой Никитской улицы и Среднего Кисловского переулка.

Четырехэтажный кирпичный жилой дом, построенный в 1897 г. по про­екту архитектора И.Г. Кондратенко для преподавателей Синодального учили­ща, расположен по красной линии Среднего Кисловского переулка, примыка­ет вплотную к трехэтажному объему Рахманиновского зала и имеет с ним об­щую стену. Фасады дома кирпичные, неоштукатуренные, выполнены в формах эклектики с элементами классицистической архитектуры, отличаются стройными пропорциями. Наиболее выразителен главный уличный фасад. Главный фасад выполнен в «кирпичном» стиле. Его поверхность украшена профилированными междуэтажными поясками и карнизами и венчающим кирпичным карнизом большого выноса. Вход в здание расположен в цен­тральной части главного фасада. Плоскость стены фасада делится двумя лен­тами профилированной межэтажной тяги на три части. Лопатки первого этажа рустованы, а окна первого этажа и дверной проем украшены замковым кам­нем. Стены второго и третьего этажей разделены гладкими лопатками на де­вять прясел, каждое из которых прорезано окнами. Плоскость стены четверто­го этажа подчеркнута большим выносом профилированного карниза. На цен­тральной и боковых осях помещены акценты в виде небольшого сандрика, подоконных полочек и кирпичных обрамлений окон. На западном и восточ­ном фасадах заложены 9 оконных проемов. В оконных проемах в советское время установлены металлические решетки.

Объемно-планировочная структура дома сохранилась без изменений. Дом в плане Г-образной формы, более узкая часть со стороны Рахманиновского зала прорезана проездной аркой, соединяющей дворы.

Междуэтажные перекрытия деревянные, находятся в неудовлетвори­тельном, местами аварийном состоянии. Перекрытие дворовой части первого этажа выполнено в виде кирпичных сводиков по металлическим балкам. Стропильные конструкции — деревянные, первоначальные. Центральная часть объема занята парадной лестницей со стеклянным фонарем верхнего света. В западной части расположена служебная лестница. В первом этаже расположе­но 4 квартиры, во втором три квартиры, в третьем — пять квартир, в четвертом этаже три квартиры, одна из которых спланирована как многокомнатное об­щежитие для певчих. Жилые комнаты в квартирах объединены в анфиладу, кухня и подсобные помещения примыкают к черной лестнице или расположе­ны в дальней части квартир. В интерьерах сохранились объемно­пространственное решение и декоративное оформление парадной лестницы с коваными ограждениями, фрагменты декоративного убранства квартир: ка­фельные печи, тянутые карнизы, розетки. Сохранилась лепная отделка потол­ков парадных комнат, дубовые паркеты. В ходе современной эксплуатации в некоторых помещениях появились перегородки из гипсокартона, подвесные потолки и напольное покрытие — линолеум.

Рассматриваемый выявленный объект культурного наследия является характерным для конца XIX в. примером многоквартирного жилого дома, воз­веденного по проекту архитектора И.Г. Кондратенко для преподавателей Мос­ковского Синодального училища церковного пения. Здание является неотъем­лемой составной частью ансамбля городской усадьбы, связано единством структуры и общей конструктивной основой с Рахманиновским залом Мос­ковской консерватории (часть строения 1).