Наименование объекта | Особняк Арсения Морозова, 1895-1899 гг., арх. В.А. Мазырин. Жилой дом с росписью в интерьере |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Москва, ул. Воздвиженка, дом 16, строение 1 |
Вид объекта | ансамбль городской усадьбы / элемент городской усадьбы |
Датировка | 1895-1899 года |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | объект культурного наследия |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | Мазырин В.А. |
До постройки современного здания на этом месте стоял огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. В 1892 году деревянная часть здания цирка сгорела; по одной из версий причиной пожара стал поджог. Средств на восстановление здания у импресарио не нашлось, и участок вместе с сохранившимися постройками выставили на продажу. В том же году его приобрела Варвара Алексеевна Морозова, владение которой располагалось по соседству (современный № 14), и вскоре переписала участок на своего сына — Арсения.
Арсений Абрамович Морозов (1873—1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. Мать Арсения, Варвара Алексеевна, — дочь известного купца Алексея Ивановича Хлудова. В начале 1890-х годов Арсений Морозов совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино.
По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка начала XIX века вскоре вырос необычный дом. Ещё на стадии строительства он стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» (опубликован в 1899 году): князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Морозова. Существует легенда, будто бы мать Арсения, женщина гневливая и острая на язык, посетив в декабре 1899 года только что
построенный дом сына, в сердцах сказала:« Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать! »
Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены «дома с ракушками» в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна. Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся «Рыцарским залом», была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, — выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Имелись также интерьеры в арабском и китайском стиле. Над особняком был устроен небольшой висячий сад.
Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, недолго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет.
Согласно завещанию Морозова, наследницей дома на Воздвиженке стала его возлюбленная — Нина Александровна Коншина. Законная супруга Морозова, Вера Сергеевна, с которой он не жил с 1902 года, пыталась это завещание оспорить, ссылаясь на психическое расстройство Арсения Абрамовича, и, следовательно, его недееспособность. Суд признал доводы В. С. Морозовой несостоятельными и во владение домом вступила Н.А. Коншина, которая тут же продала его нефтепромышленнику Леону Манташеву — сыну А. И. Манташева.
Информация с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Особняк_Арсения_Морозова