Наименование объекта | Успенский собор на Городке |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Одинцовский район, г. Звенигород |
Вид объекта | памятник архитектуры |
Датировка | XV век |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры федерального значения |
Техническое состояние | после реставрации, действующая |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Успенский собор сооружен по заказу и на средства князя Юрия Дмитриевича Звенигородского на своем дворе внутри крепости. Ряд исследователей, основываясь на известии о походе московских войск под началом Юрия Звенигородского на волжских болгар в 1398-1399 гг., утверждают, что собор был воздвигнут в 1400 году на добытую в этом походе «корысть». По мнению М.А. Ильина Успенский собор был построен несколько раньше 1422 года. В начале XIX века с западной стороны пристроена кирпичная двухъярусная колокольня.
Перестройки и утраты: В 30-ых годах XIX века устройство четырехскатной кровли привело к разборке диагональных кокошников у основания барабана; в стенах собора пробиты новые окна и расширены древние оконные проёмы.
Описание памятника: Успенский собор расположен в западной части Звенигорода на высоком холме над Москвой-рекой, у южного края древнего городища. В плане здание имеет прямоугольную форму с выступающими с восточной стороны полукруглыми апсидами. Собор представляет собой белокаменный куб и принадлежит к традиционному типу четырёхстолпных одноглавых храмов с высокой трехчастной апсидой. В настоящее время здание имеет позднюю четырехскатную, железную кровлю; первоначально собор был перекрыт килевидными закомарами с посводной кровлей. Переход от основного объема к барабану осуществлялся с помощью восьми килевидных кокошников в основании барабана. Стоящий на цилиндрическом постаменте, с восемью окнами купол увенчан шлемовидной главой. Стены собора выложены так называемой полубутовой кладкой; блоки камня тщательно пригнаны друг к другу, их лицевые грани гладко обтесаны. Весь декор здания также белокаменный. Северный, южный и западный фасады симметрично членятся на три прясла узкими лопатками с тонкими полуколонками. Угловые пилястры имеют пучковый характер, причем выступающая колонна заострена. Собор стоит на белокаменном цоколе, на который опираются базы полуколонок. Капитель полуколонок представляет собой как бы половину «сноповидной» капители с перевязкой из двух крученых жгутов. Перекрывающая капитель абака имеет профиль в виде «гуська» и покрыта тремя рядами остроконечных листов, расположенных вперебежку. Такие же полуколонки разделяют апсиды. В отличие от них, полуколонии, членящие стены апсиды, не имеют капителей.
Примерно на середине высоты фасадов помещен широкий белокаменный орнаментальный пояс из трёх линий сложного узора. Резной орнамент нижней полосы образован из сплетающихся стеблей с цветовидными отростками. Орнамент второй полосы состоит из более крупных растительных побегов, которые, переплетаясь, образуют вверху повернутые вниз стреловидные цветы. Третья, верхняя полоса представляет собой горизонтально положенные сердцевидные клейма, составленные из сплетающихся стеблей. Иначе выглядят пояса на барабане и апсидах: верхняя полоса здесь заменена поребриком, средняя полоса имеет тот же рисунок, что и на четверике, нижняя лента состоит из резной бахромы, образованной
копьевидными декоративными деталями.
Собор имеет три перспективных портала, дверной проем которых завершается полукруглой перемычкой. Три белокаменные полуколонки, чередующиеся с двумя уступами, поддерживают пять килевидных архивольтов. Полуколонки и уступы снабжены базами и капителями из белого камня, причем две внутренние колонки перехвачены посередине резными «дыньками» со жгутовой перевязкой. Щелевидные, слегка суживающиеся кверху с полукруглыми перемычками, окна размещены по одному в каждом прясле и только в верхней части фасадов над орнаментальным поясом. Первоначальные оконные проемы обрамлены врезанным по краю окна валиком с килевидным завершением. Окна апсид и барабаны главы не имеют обрамлений. В нижней части стен фасадов и апсид в 30-е годы XIX века пробиты широкие окна с полуциркульной перемычкой. В толще северной и западной стен расположена крытая ступенчатыми сводиками лестница на хоры. Для ее освещения в западной стене на разных уровнях сделаны два круглых оконца (внизу — маленькое; вверху в центре закомары — более крупное), оформленных снаружи в виде фигурной шестилепестковой розетки.
Глава храма увенчана металлическим кованым ажурным крестом с короной конца ХVII века. Своды здания — коробовые. Первоначально собор имел ступенчато-повышенные подпружные арки, которые в результате ремонта в 30-х годах ХIХ века оказались теперь на одном уровне со сводами. Кресчатые столбы внутри собора широко расставлены и не соответствуют фасадному членению здания. Над западным нефом храма расположены хоры, на которые ведёт внутристенная лестница. Вход на лестницы и ниши печуры в алтаре завершаются многолопастными арками. В интерьере собора сохранились фрагменты первоначальной живописи начале ХV века. В верхней части южного алтарного столба находится поясное изображение св. Лавра в круге; на северной алтарном столбе в его верхней части — поясное изображение св. Флора в круге. В нижней части южного алтарного столба расположено изображение композиции «Варлаам беседует с индийским царевичем», а в нижней части северного алтарного столба — композиция «Явление ангела преп. Пахомию Великому». На нижней части северо-восточной стены алтарной апсиды находится орнаментальная живопись. На хорах находится фрагментарно сохранившаяся неизвестная композиция. Полихромная стенопись, приписываемая мастерам круга Рублева, исполнена техникой чистой фрески. В середине XIX века древняя роспись собора была сбита вместе со штукатуркой и заменена масляной живописью. Изображенные сюжеты обрамлены рисованными рамами с орнаментом. В интерьере сохранился барочный позолоченный пятиярусный иконостас конца ХVII века. С западной стороны от храма расположена двухпролётная двухъярусная кирпичная звонница XIX века.
Габаритные размеры здания в плане 6,2 х.13,6 м.
Стройный и монументальный храм, сохранивший в интерьере фрагменты первоначальной стенной росписи, является выдающимся памятником раннемосковского зодчества.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1978 г./