Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Никольская церковь, усадьба Никольское-Прозоровское, ХVIII в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Мытищинский район, село Николо-Прозорово
Вид объекта Церковь
Датировка XVIII век
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

УСАДЬБА НИКОЛЬСКОЕ-ПРОЗОРОВСКОЕ известна как двор вотчинника с конца XVII в. Основа существующего комплекса заложена кн. И.А. Прозоровским, видимо, в 1760-х гг. К 1773 г. при деревянном господском доме находились неплодовый регулярный сад и два пруда, в селе — деревянная церковь. При сыновьях Прозоровского, в конце XVIII – начале XIX в. усадьба продолжала развиваться, в середине XIX ст. превратившись в богатую подмосковную крупного масштаба. Одноэтажный деревянный дом, два каченных двухэтажных и шесть деревянных  флигелей составили ее центральное ядро; напротив парадного двора, за подъездной дорогой поднимались кирпичные здания новой церкви, оранжереи с теплицами, скотных дворов, риги. Разбитый возле прудов обширный пейзажный парк украшали гроты, руины и другие садовые постройки. В 1830 г. усадьба по наследству перешла в руки кн. Трубецких, которые в 1850-х гг.‘ обновили жилой комплекс, сообщив ему формы необарокко. Главный дом был заменен новым двухэтажным и в соответствии с его архитектурой переделаны фасады соседних зданий. С середины 1860-х гг. имение последовательно принадлежало Ф.А. Рабенек, В.Г. Сычеву, Кузнецову и с 1914 г. В.П. Рябушинскому. Со временем большинство построек исчезло. Уцелели только каменное жилье, садовый павильон и церковь. Летний домик в английском парке находится в руинах. В 1980-х гг. здания исследовали М.Н. Айзенберг и Н.Б. Панкова с целью их реставрации, но восстановительные работы коснулись только церкви.

Планировка усадьбы основана на двух взаимно перпендикулярных осях. Одна из них проходит через центр жилого комплекса, большой пруд и главную парковую аллею, другая совпадает с подъездной дорогой, которая делит усадьбу на две неравные части, различные по планировочной структуре. Элементы рационализма и регулярности в организации южной, прилегающей к дому части комплекса, в его северной части уступают место принципу свободного живописного построения.

Двухэтажный усадебный дом выстроен в 1850-х гг. в стилизованных формах елизаветинского барокко. Внизу кирпичный, наверху он был деревянным, обработанным штукатуркой «под камень». Высокий, бывший парадным второй этаж, уничтоженный пожаром в 1925 г., восстановлен в 1950-х гг. Е.В. Карауловым в кирпиче с нарушением прежних пропорций, заменено междуэтажное перекрытие. В архитектуре здания лежит принцип зеркальности. Объем сильно расчленен разнообразными выступами, усложнившими его пространственную композицию. Центральная часть корпуса с двусветным залом и овальными окнами повышена и увенчана со стороны двора и парка лучковыми фронтонами. Балконы здесь в совокупности с ризалитами образуют глубокие лоджии. Нарядная обработка дома пилястрами и оконными наличниками исполнена в штукатурке. Несмотря на удачную имитацию барочных приемов, облик памятника, особенно пышный рисунок лепнины, носят присущий эпохе эклектичный характер.

Внутренняя организация дома отвечает требованиям удобства. Средоточием композиции плана служит сквозной вестибюль, объединяющий симметричные группы преимущественно изолированных комнат. При той же планировочной схеме на втором этаже вестибюль уступает место обширному залу. Из элементов прежнего интерьера осталась парадная чугунная лестница.

Два жилых флигеля сооружены из кирпича на рубеже XVIII — XIX вв. в формах классицизма; в середине XIX в. оштукатурены и обработаны в духе барокко. Двухэтажные небольшие постройки чрезвычайно оригинальны благодаря парным ризалитам,

выступающим на углах, обращенных к парадному двору. Ломаная линия фасадов и усложненный объем органически сочетаются с художественной обработкой, аналогичной обработке главного дома. Ризалиты украшают балконы с изящной решеткой и лепнина в тимпане фронтонов. На стенах в местах отпадения штукатурки видны элементы прежней архитектурно-декоративной системы: арочные ниши дверных и оконных проемов, круглые медальоны.

В ризалитах помещаются вестибюль и трехмаршевая деревянная лестница. Планировка и отделка интерьеров — конца XIX в.

Кирпичная оштукатуренная с белокаменными деталями Никольская церковь выстроена в 1792 г. в стиле зрелого классицизма. Специфика художественных приемов и мастерство исполнения позволяют отнести памятник к произведениям казаковской школы.

Центрический крестчатый в плане двусветный храм с повышенным средо-крестием завершен ступенчатым куполом с венцом крупных люкарн и небольшим световым барабаном. Ветви креста обработаны тосканскими колонными и пилястровыми портиками с треугольным фронтоном; тема фронтона повторена в форме люкарн. Изысканы по рисунку эдикулы на западном и восточном фасадах со двоенными колоннами ионического ордера. Выразителен архитектурный мотив плоской арочной ниши, объединяющей окна двух уровней.

Подкупольное пространство храма, освещенное рассеянным верхним светом, открывается в смежные помещения высокими арками. В притворе устроены деревянные хоры. Стены опоясывают развитые классические карнизы, откосы окон украшают лепные филенки и строгие тянутые наличники. Чрезвычайно эффектно оформление алтаря округлой колоннадой коринфского ордера с нарядным антаблементом и расписанной кессонами конхой из дерева. На фоне беленых стен местами выделяется живописный орнамент, в куполе — изображение «Спаса» нового письма. Пол выстлан керамической плиткой. В 2000 -х гг. поставлены главный и один из придельных иконостасов.

Стоявшая отдельно колокольня, разобранная в 1935 г., подлежит восстановлению.

Сильно запущенный парк смешанных пород делится на основной массив, расположенный по берегам двух живописных прудов, и небольшой примыкающий к дому участок бывшего регулярного сада. От его прежней четкой организации остались пограничная обваловка со рвами, фрагменты липовых аллей и насыпные холмы, где, очевидно, стояли беседки. Прежний партер, служивший началом центральной аллеи, зарастает молодняком, позднейший разбит на месте парадного двора и засажен голубой елью.

На окраине старого сада находится павильон 1790-х гг. типа эрмитажа, неосновательно иногда называемый гротом. Яркий образец парковой архитектуры классицизма, кирпичное здание оригинальной треугольной формы со срезанными углами сохранилось в редакции середины XIX в. При реконструкции его высокое центрическое пространство, усложненное полукруглыми нишами, разделено на два этажа с устройством винтовой каменной лестницы и лоткового свода, заложены «итальянские» окна и прежний вход, стесанный наружный декор заменен имитацией барочных мотивов. Широкие грани постройки завершаются незамкнутым пологим фронтоном, палладианские окна заключены в крупные плоские ниши. На главном фасаде, обращенном к усадебному центру, под штукатуркой обнаружены следы портика из белокаменных трехчетвертных колонн с дверью и нишами по сторонам.

По дороге от дома к большому пруду до 1980-х гг. стоял летний дом и к середины XIX в., от которого после пожара остались фрагменты стен.