Наименование объекта | Главный дом, 1775-1779 гг., по проекту К.И. Бланка, крепостные арх. И. Бабакин и Цуканов, 1848 г., пристройка оранжерей арх. М.Д. Быковский, ансамбль усадьбы Отрада |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Ступинский район, село Семеновское |
Вид объекта | усадьба / элемент усадьбы |
Датировка | 1775-1779 года, 1848 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы не проводились |
Архитектор | Бабакин И., Бланк К. И., Быковский М.Д. |
Исторические сведения: Усадебный главный дом в «Отраде” был выстроен в 1775 году архитектором Бабакиным по заказу князя Владимира Орлова. В 1848 году был разработан проект надстройки третьего этажа. /не осуществлен/. Автором проекта был М. Д. Быковский. По его проекту перестроили бельведеры южного фасада. Тамбуры северного фасада построены, видимо, но проекту Боссе в середине XIX века.
Художественная отделка интерьеров выполнялась в ХVIII-ХIХ веке. В частности, росписи плафонов производились крепостными художниками по картинам К. Брюлова. В разработке мебели, лепной и скульптурной отделки принимали участие лучшие архитекторы и мастера того времени. В конце XIX века в усадьбе был устроен музей крепостного искусства, разместившийся в нескольких комнатах главного дома. В тридцатые годы музей был закрыт, экспонаты расхищены.
Перестройки и утраты: Утрачен первоначальный облик интерьеров здания, разобрана часть изразцовых печей. Сбиты и гербы Орловых на фасадах. Множество мелких искажений планировки и декора.
Описание памятника: Здание кирпичное, двухэтажное с цокольным этажом, расположено в центре застройки усадьбы по северному берегу р. Лопасни. План здания практически симметричен относительно главных осей, в
основе его прямоугольник, усложненный по торцам радиально расходящимися прямоугольными помещениями, замкнутыми четвертью циркульной дуги. В месте схождения осей круглые залы /в первом этаже/, объединяющие анфилады покоев. В середине XIX века план усложнился двумя угловыми бельведерами на южном фасаде, пятигранными пристройками тамбуров на северном фасаде и арочными переходами к флигелям. Сложный план обусловил простое решение архитектурных объемов здания. Единый уровень карниза, лишь по осям здания, получает небольшие аттики с геральдическими картушами. /гербы ныне сбиты/. Своды покоев второго этажа относятся к редкому типу «зеркальных” сводов, плафоны, которых предназначались для живописи, паддуги отрезались от плоскости стен профилированными карнизами. В большинстве помещений первого и второго этажа сохранились изразцовые печи сложной формы. Изразцы гладкие с кобальтовой росписью. Сюжет в основном растительный и лишь в одном случае тератологический. Состояние печей плохое. Интересно цветовое решение фасадов- красный кирпич стен с белокаменными архитектурными деталями. Основной строительный материал кирпич 28х6 см. и 26х6 см. в поздних частях, белый камень, щитовой паркет и т.д.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в ноябре 1976 г./