Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Владимирский собор, 1851-1859 гг., Спасо-Бородинский монастырь, XIX в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Можайский район, с. Семеновское
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1851-1859 года
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

МОНАСТЫРЬ СПАСО-БОРОДИНСКИЙ основан М. М. Тучковой на месте гибели в Бородинском сражении ее мужа, А. А. Тучкова. Начало монастырскому комплексу положила постройка на поле боя, внутри средней Багратионовой флеши, мавзолея Тучкова — первого памятника знаменитой Бородинской битвы. В 1833 г. при церкви-усыпальнице открылась женская община, в 1838 г. получившая статус общежительного монастыря.

Монастырский ансамбль формировался постепенно, в несколько этапов, с 1837 г. до конца XIX ст. Строительство началось с кирпичной ограды и жилых корпусов. Собор возведен лишь в середине XIX в., а трапезная церковь — в 1870-х гг. В результате к XX в. сложился своеобразный художественный комплекс, постройки которого благодаря тактичности зодчих приведены к гармоническому единству. Сохранились только каменные строения, деревянные, в том числе домик Тучковой и дом настоятельницы, разобраны в период Великой Отечественной войны и в последующие годы. С 1962 г. на территории монастырского комплекса велись работы по реставрации его сооружений в соответствии с проектами Н. И. Иванова и Ю. П. Мосунова. Зданиям возвращен первоначальный облик, восстановлены боевые укрепления — флеши, воссозданы домик Тучковой и один из сестринских корпусов. В 1974 г. здесь организован Военно-исторический музей-заповедник «Бородино», в 1990-х гг. возрождена монастырская жизнь.

Композиционный центр и высотная доминанта ансамбля, Владимирский собор заложен в 1851 г. по проекту М. Д. Быковского, освящен в 1859 г. Величественное кирпичное здание с декором из белого камня — выдающееся произведение зодчего, синтезирующее в своей архитектуре приемы классицизма и «византийского» стиля. Четырехстолпный пятикупольный храм в форме куба с высокими апсидальными выступами и крыльцами по основным осям поставлен на полуподвале. В пирамидальной ярусной композиции здания последовательно выражена идея центричности. Глухой нижний ярус воспринимается мощным стилобатом. Следующий прорезан непрерывной цепочкой окон, объединенных крупной аркадой. Поверх четверика храма, на его плоской кровле устроена круговая открытая галерея с проходами через малые главы. Собор завершает массивный цилиндр светового центрального барабана, где повторена тема аркады. Этот декоративный мотив почти исчерпывает наружное убранство собора. Белокаменные архивольты арок четко рисуются на фоне краснокирпичных стен, зрительно преобразуя аркаду в своеобразную аркатуру. Такой художественный прием выявляет мощь нерасчлененной поверхности стен и наравне с карнизами подчеркивает ярусную структуру объема.

Богато и разнообразно решен интерьер храма. Помимо архитектурных средств здесь, благодаря высоко поднятым окнам, эффектно использован контраст освещенных и затененных пространств. Высокое подкупольное пространство отделено от боковых экседр аркадами галерей для хоров, отчего центральный неф получил выраженную продольную ориентацию. Поверхности стен и столбов, вначале отделанные искусственным мрамором, ныне побеленные, разработаны филенками и карнизами, барабан украшен венцом коринфских полуколонн, стоящих в двух уровнях. Живопись академической школы на стенах алтаря восстановлена фрагментарно. Низкий, облицованный разноцветным мрамором иконостас утрачен. Пол в соборе из каменных плит.

Храм-мавзолей Тучкова, или Спасская церковь, сооружен в 1818 — 1820 гг. по инициативе М. М. Тучковой, на вклад Александра I. Небольшое квадратное здание под плоским куполом, с пониженным округлым алтарем и дорическим портиком у входа, служит хорошим образцом московского ампира. Оштукатуренные стены покрыты квадровым рустом и сдержанно убраны лепной арматурой. На широкой торжественной лестнице поставлены чугунные светильники.

Одно время храм служил монастырским собором. В нем похоронены сын и брат Тучковой, а также сама основательница монастыря. Над их склепом установлена металлическая решетка. Обработка интерьера здания современна его постройке. Стены

отделаны белым искусственным мрамором, пол выстлан чугунными плитами с мелким орнаментом. В куполе и на парусах имеется роспись, обновленная В. И. Страсдесом в 1980-х гг. Замечателен изящной простотой форм бронзовый ампирный иконостас, украшенный чеканкой.

Перед мавзолеем находится обелиск в честь 3-й дивизии Коновницына, поставленный к столетнему юбилею Бородинской битвы.

Трапезная с церковью Иоанна Предтечи построена в 1874 г. по проекту Никитина. В 1980-х гг. чердачное перекрытие заменено железобетонным, опоры сложены вновь, восстановлен в кирпиче глухой венчающий барабан.

Структура и внешние формы здания обусловлены его назначением, предусматривающим совмещение двух функций. В основе двухэтажной постройки лежит трапезный зал, к которому примыкают алтарь и западная паперть. В разработке фасадов, характере барабана с главой и жестком рисунке элементов декора преобладают мотивы псевдорусского стиля. Цокольный этаж занимает обширная палата с четырьмя массивными столбами и низкими, в основном крестовыми сводами. Верхнее помещение, назначенное для праздничных обедов, носит светский характер. Его пространство организовано двумя парами тосканских колонн, отделанных под розовый мрамор. Открытые потолочные балки образуют кессоны. Обилие света, наборный паркет и нарядная дверь стиля неоампир с накладной резьбой придают залу парадность общественного помещения. Иконостас, отделявший алтарь, не сохранился.

Колокольня из двух убывающих в плане четвериков возведена на средства Николая I в 1840 г. Сложена из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурена. Строгий позднеампирный облик здания перекликается с архитектурой жилых корпусов и мавзолея Тучкова. В декоре ощутима тенденция к эклектизму. Купольное покрытие колокольни, в 1860-е гг. уступившее место шатру, восстановлено в процессе реставрационных работ 1980-х гг.

Низкие одноэтажные корпуса келий, служб, больницы и старой трапезной вытянулись вдоль стен монастыря, частично заместив собою ограду. Единообразные кирпичные здания 1830 —1840-х гг. отличаются крайней простотой художественных форм позднего ампира. Единственным декоративным приемом убранства фасадов служит контраст красного поля стен с белокаменным цоколем, подоконниками и замками оконных перемычек. Все здания реставрированы в 1970—1980-х гг. и приспособлены для нужд музея. В связи с этим один из жилых корпусов надстроен, другой, прежде разобранный, сооружен вновь, кладовой корпус значительно увеличен, в его глухой тыльной стене прорезаны окна. Внутренняя планировка зданий, как правило, изменена, устроены новые полы и железобетонные перекрытия.

Лучше сохранились корпуса прежней трапезной и больницы, объединенные под углом алтарем трапезной церкви, устроенным в северо-восточной башне ограды. Помещения в каждом из корпусов расположены по анфиладному принципу. Своды в основном парусные.

Аналогичный характер архитектуры имеет гостиница 1840-х гг., стоящая вне стен монастыря. Здесь в 1867 г. дважды останавливался Л. Н. Толстой, работавший тогда над романом «Война и мир».

Глухая кирпичная ограда монастыря с четырьмя угловыми башнями и воротами строилась в 1837—1839 гг., в 1906 г. повышена. Впоследствии разрушенные участки стен, главным образом вдоль западной и отчасти южной границ территории, восстановлены в 1970—1980-х гг. В западную стену вмонтированы с внутренней стороны фрагменты скульптурных композиций с московских Триумфальных ворот. Архитектурные формы башен близки мавзолею Тучкова. Кубические, под купольной кровлей на низком барабане, они обработаны мотивом крупной арочной ниши. В одной из башен, смежной с первой в монастыре трапезной церковью, помещался ее алтарь, перекрытый купольным сводом. Другие башни разделены на два этажа, при входе имеют тамбур с внутренней лестницей. Из четырех ворот наиболее парадны трехчастные северные, облицованные белым камнем. Их пилоны прорезаны калитками и объединены аркой, с двух сторон увенчаны антаблементом и аттиком.