Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Иоанна Богослова, 1758 г., Ансамбль Кремля, ХVI в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Коломенский район, г. Коломна
Вид объекта Церковь
Датировка 1758 г.
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия
Техническое состояние Проводились реставрационные работы
Архитектор -
Описание объекта

ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА с высокой колокольней (пл. Двух Революций,, 1) служит историческим и композиционным центром ампирного ансамбля торговых рядов, сформировавшегося к 1866 г. Храм, сложенный из кирпича в 1733—1758 гг., и стоявшая отдельно колокольня 1768 г. в первой половине XIX в. были постепенно перестроены, начиная с трапезной, которая сооружена в новых габаритах во второй половине 1800-х гг. С 1829 по 1835 г. изменялась архитектура храма, в 1846 г. переложен алтарь. Существующая колокольня, 1826 — 1846 гг., возведена по проекту, который предусматривал создание вокруг церкви каре торговых помещений. Однако лавки полностью были выстроены лишь в 1865 г. по новому проекту И. А. Дагаева; заново перестроены М.И. Бондаревым в 1960-х гг. с сохранением общего характера прежних фасадов.

От церковного здания XVIII в. остался двусветный четверик бесстолпного одноглавого храма, перекрытый сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. Храм и смежная с ним четырехстолпная трапезная богато обработаны в стиле зрелого классицизма, в деталях

широко применен белый камень. Особенно нарядна апсида в венце колонн тосканского ордера. Капители колонн с акантовыми листьями — своеобразная местная композиция, повторенная в портиках церкви и в ряде других построек города. Высокая, стройная, увенчанная шпилем колокольня на оси архитектурного комплекса организует центральную городскую площадь, играет существенную роль в панораме старой Коломны. Ее архитектура отличается зрелостью классических форм и тщательной детальной проработкой. Легко устремленные ввысь пять ярусов колокольни украшены многочисленными, преимущественно ионическими колоннами, вазами, изящной лепкой архивольтов и фризов.

Внешняя обработка лавок с чертами позднего ампира — по-деловому скупа и единообразна. Четыре корпуса, симметричные относительно планировочных осей комплекса, зрительно объединяет мотив плоской аркады.

Внутренняя отделка зданий новая. Только в храме, на стенах и своде есть остатки потемневшей, неоднократно поновлявшейся живописи конца XIX в.; пол из метлахских плиток.