Наименование объекта | Церковь Николы Гостиного, Ансамбль Кремля, ХVI в. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Коломенский район, г. Коломна |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1501 г. |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | - |
Охранный статус | Объект культурного наследия |
Техническое состояние | Проводилась реконструкция |
Архитектор | - |
ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ ГОСТИНОГО (ул. Лазарева, 16) известна с XVI в., точной датировки не имеет. Опубликованная дата ее закладки — 1501 г. — опирается на противоречивые сведения храмозданной доски, находившейся на стене колокольни XVIII в. и позднее утраченной. Клировая ведомость за 1834 г. сообщает о постройке церкви в 1641 г., что согласуется с именем заказчика, названном в упомянутой храмозданной записи, — коломенского гостя Василия Иванова Юрьева; он мог участвовать в поновлении и украшении храма. В первой половине XIX в. к церкви примыкали теплый придел и колокольня, поставленные в 1752 г. Эти части здания вновь перестроены в 1848 г. при его реконструкции, полностью изменившей внешний облик древнего сооружения. Искажения однако не коснулись конструктивной основы памятника, представляющего редкий в настоящее время тип небольшого посадского храма XVI в.
Сложенный из кирпича бесстолпный, квадратный в плане одноглавый четверик
церкви с округлой многогранной апсидой перекрыт крестчатым сводом с сильно вспарушенными распалубками. Такая конструкция перекрытия, позволяющая создать единое нерасчлененное внутреннее пространство, была значительным техническим достижением своего времени. В донцах распалубок и в алтарных стенах — голосники. Изначальные архитектурные формы храма при реконструкции не были полностью уничтожены. Под штукатуркой и новой кровлей сохранились элементы трехлопастного завершения фасадов и основание барабана, окруженного венцом кокошников.
Существующая наружная обработка здания представляет образец эклектики, характерной для середины XIX в. В объемном решении преобладает обширная трехчастная трапезная с коробовыми сводами и двумя столбами, вычленяющими ячейки придельных алтарей. От колокольни остался нижний ярус. Позднее пятиглавие храма разобрано. Внутреннее пространство церкви и отделка интерьеров изменены.