Наименование объекта | Главный дом, арх. Д.М. Быковский, Ансамбль усадьбы Марфино, ХVIII-ХIХ вв. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Мытищинский район, село Марфино |
Вид объекта | элемент усадьбы |
Датировка | 1760-е годы |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) Постановление от 13.07.15 № 563:26 Об утверждении зон охраны |
Современное значение | гражданское |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | Быковский М.Д., Тугаров Ф. |
Исторические сведения: Главный дом в усадьбе Марфино первоначально сооружён во второй половине ХVIII века (предположительно в 1760-е гг). В 1812 г., когда в усадьбе находились французские солдаты, здание было разрушено. Однако частично стены дворца могли сохраниться. Не исключено, что основные капитальные стены нового здания, которое начали возводить в 1820-х гг. под руководством архитектора Фёдора Тугарова, были оставлены от прежнего дома. Строительство продолжалось до 1830 г.
В конце 1830-х гг. дворец был реконструирован по проекту архитектора М.Д. Быковского. Здание было незначительно переделано внутри (при этом оставлены прежние печи и камины), но снаружи подверглось существенной перестройке. По проекту Быковского были произведены на фасадах следующие работы: сделаны контрфорсы с фиалами, сооружены две башенки на южном фасаде и балкон между ними, устроены зубчатые парапеты по всему периметру здания, созданы лоджии на северном фасаде, сделаны новые оконные переплёты. В 1840-е гг. продолжалась отделка интерьеров.
В 1846-1847 гг. в детских комнатах на первом этаже были сделаны резные деревянные панели с позолотой, в ряде комнат менялись полы. В 1856-1857 гг. здание ремонтировалось: высокая черепичная кровля была заменена более низкой железной, исправлены белокаменные крыльца и т.д. В один из более поздних ремонтов открытые лоджии на северном фасаде были застеклены и превращены в галереи, часть псевдоготических переплётов окон заменена новыми.
Не сохранившиеся интерьеры 1830-х — 1840-х гг. были отделаны в стиле позднего классицизма, за исключением спальни графини Паниной и двух молелен, носивших псевдоготический характер. Стены и потолки в некоторых парадных комнатах были украшены росписями.
Перестройки и утраты: Разобраны центральные контрфорсы на торцевых фасадах. На этих же фасадах заложена большая часть окон. Ликвидированы боковые входы на северном фасаде. Сняты лепные гербы Паниных, располагавшиеся на парапетах центральных ризалитов северного и южного фасадов. Внутренняя планировка второго этажа незначительно искажена. В двух больших залах парадной анфилады установлены современные перегородки. В 1930-е гг. в доме сделано центральное отопление, печи закрашены, устроены новые паркетные полы, частично заменены оконные переплёты. Заново сделаны тянутые карнизы. Засыпан подвал.
Реставрационные работы: Реставрационные работы проводились в конце 1950-х гг. по проекту архитектора М.В. Дьяконова /ЦПРМ АА СССР/. Проектная документация хранится в архиве В/О «Союзреставрация», шифр 64.
Описание памятника: Главный дом расположен в центральной части усадебного комплекса, на его основной продольной оси, ориентированной с юга на север. Расположен на верхней террасе партера, возвышаясь над большим прудом. Дворец является архитектурной доминантой ансамбля, как по своим габаритам, так и по художественным достоинствам, занимает главенствующее место в панораме центральной части усадьбы, открывающейся с берегов пруда. К партеру и пруду дом обращён своим главным /южным/ фасадом. Северный фасад выходит на парадный двор. Восточный торец обращён в сторону регулярного парка. Вдоль западного торца проходит подъездная дорога от моста к парадному двору.
Двухэтажное кирпичное, оштукатуренное здание на белокаменном цоколе выстроено в стиле псевдоготики. Протяжённый прямоугольный в плане объём ориентирован по оси «восток-запад”, имеет повышенную центральную часть. Центральный ризалит на северном фасаде выделен угловыми контрфорсами, а на южном — трёхэтажными пятигранными башнями, между которыми во втором этаже устроен балкон. Боковые крылья протяжённых фасадов расчленены контрфорсами.
На главном фасаде в центре первого и второго этажей помещено три высоких стрельчатых проёма, рисунок переплёта которых отличается «готической» формой. Балкон, опирающийся на крестовые своды, образует «висячую» стрельчатую аркаду с импостами-гирьками. Последние декорированы растительным орнаментом и завершаются внизу шарами. Ограждение балкона представляет собой сквозную белокаменную решётку прихотливого рисунка. Башни членятся междуэтажными тягами, образующими архивольты над окнами. Архивольты повторяют форму перемычек проёмов —
полукруглую в первом этаже и стрельчатую — во втором. Переплёты этих окон также имеют «готический» характер. Боковые крылья, разделённые контрфорсами на три трёхосевые секции, решены значительно скромнее и строже. Окна первого этажа – прямоугольные, обрамлённые наличниками с «ушами». Во втором этаже окна двух боковых секций – арочные, объединены архивольтами. В секциях, прилегающих к башням, окна второго этажа – прямоугольные, декорированы навершиями в виде скоб. Над венчающим карнизом всего фасада проходит зубчатый парапет. Контрфорсы завершены красивыми фиалами.
Композиция северного фасада имеет пяти частную структуру. Центральный ризалит расчленён высокими, охватывающими два этажа стрельчатыми нишами, в которые вписаны прямоугольные проёмы первого и второго этажей. Центральный нижний проём – входной. Подчёркнуто декоративно решено завершение ниш, заполненное лепными розами со свисающими» гирьками. Боковые крылья, разделённые контрфорсами на три равные части в две оси каждая, декорированы идентично боковым крыльям главного фасада. Соединяющие центральный ризалит с боковыми крыльями застеклённые лоджии-галереи являются одним из самых эффектных художественных акцентов на фасадах памятника. Объединённые между собой архивольтами три проёма первого этажа и пять второго, заполненные «готическими» переплётами, образуют лёгкие ажурные галереи, удачно контрастирующие с более материальными по характеру остальными частями фасада. В отличие от главного фасада, на северном зубчатый парапет проходит не над всем венчающим карнизом, а только, на центральном ризалите и боковых крыльях. Фиалы также помещены только над углами боковых крыльев.
Одинаковые торцевые фасады решены симметрично, в четыре оси окон. Углы усилены контрфорсами с фиалами. Проёмы — прямоугольные. В первом этаже они обрамлены наличниками с «ушами”, во втором объединены скобообразными навершиями. Торцевые фасады завершаются зубчатым парапетом. Ряд деталей фасадов здания выполнен из белого камня: парапет и аркада балкона на южном фасаде, фиалы, подоконные плиты.
Внутренняя планировка, одинаковая в обоих этажах имеет анфиладный характер. Композиция её строго симметрична относительно поперечной оси, две половины каждого этажа абсолютно идентичны друг другу. Вдоль главного фасада проходит семикомнатная анфилада. По сторонам вестибюля первого этажа и соответствующего ему помещения второго этажа (с выходом на балкон) расположены две гостиные — самые большие помещения дворца. Вдоль их северных стен проходят лоджии—галереи, служащие дополнительным связующим звеном между парадными комнатами и помещениями с окнами на парадный двор. Двухмаршевые деревянные лестницы устроены симметрично в западном и восточном крыльях, в помещениях соседних о лоджиями-галереями. В центральном северном помещении второго этажа тонкими перегородками образована небольшая проходная комната, деревянное перекрытие которой имитирует крестовый свод. Помещения башен перекрыты крестовыми сводами — простыми во втором этаже и усложнённой необычной формы в первом.
В интерьере обоих этажей сохранились белые кафельные печи (размер изразцов: 33 x 18 см.) большинство из которых закрашено. Печи имеют скошенные зеркала, за исключением двух печей в каждой из гостиных первого этажа, имеющих прямоугольную форму плана. В отличие от остальных, угловых печей, они расположены в центре боковых стен комнат. Во всех проёмах сохранились филёнчатые одно- и двухстворчатые двери, характерные для позднего классицизма. Обе лестницы украшены точёными балясинами.
Здание является одним из последних по времени сооружения примеров репрезентативного, загородного дома-дворца в подмосковных усадьбах. Это лучший памятник псевдоготики периода романтизма на территории Московской области. Дворец, снаружи производящий впечатление средневекового замка с мастерски исполненными «готическим» элементами декора, обладает классицистическим интерьером. Строго симметричная композиция внутренней планировки характерна для позднего ампира.
Здание является архитектурной доминантой усадебного комплекса Марфино, занимая главенствующее место в панораме его центральной части.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1985 г./