Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, арх. Д.М. Быковский, Ансамбль усадьбы Марфино, ХVIII-ХIХ вв.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Мытищинский район, село Марфино
Вид объекта элемент усадьбы
Датировка 1760-е годы
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) Постановление от 13.07.15 № 563:26 Об утверждении зон охраны
Современное значение гражданское
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор Быковский М.Д., Тугаров Ф.
Описание объекта

Исторические сведения: Главный дом в усадьбе Марфино первоначально сооружён во вто­рой половине ХVIII века (предположительно в 1760-е гг). В 1812 г., когда в усадьбе находились французские солдаты, здание было разрушено. Однако частично стены дворца могли сохраниться. Не исключено, что основные капитальные стены нового здания, которое начали возводить в 1820-х гг. под руководством архитектора Фёдора Тугарова, были оставлены от прежнего дома. Строительство продолжалось до 1830 г.

В конце 1830-х гг. дворец был реконструирован по проекту архитектора М.Д. Быковского. Здание было незначительно переделано внутри (при этом оставлены прежние печи и камины), но снаружи подверглось существенной перестройке. По проекту Быковского были произведены на фасадах следующие работы: сделаны контрфорсы с фиалами, сооружены две башенки на южном фасаде и балкон между ними, устроены зубчатые парапеты по всему периметру здания, созданы лоджии на северном фасаде, сделаны новые оконные переплёты. В 1840-е гг. продолжалась отделка интерьеров.

В 1846-1847 гг. в детских комнатах на первом этаже были сделаны рез­ные деревянные панели с позолотой, в ряде комнат менялись полы. В 1856-1857 гг. здание ремонтировалось: высокая черепичная кровля была заменена более низкой железной, исправлены белокаменные крыльца и т.д. В один из более поздних ремонтов открытые лоджии на северном фасаде были застеклены и превращены в галереи, часть псевдоготических переплётов окон заменена новыми.

Не сохранившиеся интерьеры 1830-х — 1840-х гг. были отделаны в стиле позднего классицизма, за исключением спальни графини Паниной и двух молелен, носивших псевдоготический характер. Стены и потолки в некоторых парадных комнатах были украшены росписями.

Перестройки и утраты: Разобраны центральные контрфорсы на торцевых фасадах. На этих же фа­садах заложена большая часть окон. Ликвидированы боковые входы на се­верном фасаде. Сняты лепные гербы Паниных, располагавшиеся на парапе­тах центральных ризалитов северного и южного фасадов. Внутренняя планировка второго этажа незначительно искажена. В двух больших залах парадной анфилады установлены современные перегородки. В 1930-е гг. в доме сделано центральное отопление, печи закрашены, устроены новые паркетные полы, частично заменены оконные переплёты. Заново сделаны тянутые карнизы. Засыпан подвал.

Реставрационные работы: Реставрационные работы проводились в конце 1950-х гг. по проекту архитектора М.В. Дьяконова /ЦПРМ АА СССР/. Проектная документация хра­нится в архиве В/О «Союзреставрация», шифр 64.

Описание памятника: Главный дом расположен в центральной части усадебного комплекса, на его основной продольной оси, ориентированной с юга на север. Расположен на верхней террасе партера, возвышаясь над большим прудом. Дворец явля­ется архитектурной доминантой ансамбля, как по своим габаритам, так и по художественным достоинствам, занимает главенствующее место в панораме центральной части усадьбы, открывающейся с берегов пруда. К партеру и пруду дом обращён своим главным /южным/ фасадом. Северный фасад выходит на парадный двор. Восточный торец обращён в сторону регулярного парка. Вдоль западного торца проходит подъездная дорога от моста к парадному двору.

Двухэтажное кирпичное, оштукатуренное здание на белокаменном цоколе выстроено в стиле псевдоготики. Протяжённый прямоугольный в плане объ­ём ориентирован по оси «восток-запад”, имеет повышенную центральную часть. Центральный ризалит на северном фасаде выделен угловыми контрфорсами, а на южном — трёхэтажными пятигранными башнями, между которыми во втором этаже устроен балкон. Боковые крылья протяжённых фасадов расчленены контрфорсами.

На главном фасаде в центре первого и второго этажей помещено три высоких стрельчатых проёма, рисунок переплёта которых отличается «готической» формой. Балкон, опирающийся на крестовые своды, образует «висячую» стрельчатую аркаду с импостами-гирьками. Последние декори­рованы растительным орнаментом и завершаются внизу шарами. Ограждение балкона представляет собой сквозную белокаменную решётку прихотливого рисунка. Башни членятся междуэтажными тягами, образующими архивольты над окнами. Архивольты повторяют форму перемычек проёмов —

полукруглую в первом этаже и стрельчатую — во втором. Переплёты этих окон также имеют «готический» характер. Боковые крылья, разделённые контрфорсами на три трёхосевые секции, решены значительно скромнее и строже. Окна первого этажа – прямоугольные, обрамлённые наличниками с «ушами». Во втором этаже окна двух боковых секций – арочные, объе­динены архивольтами. В секциях, прилегающих к башням, окна второго этажа – прямоугольные, декорированы навершиями в виде скоб. Над венчающим карнизом всего фасада проходит зубчатый парапет. Контрфорсы завершены красивыми фиалами.

Композиция северного фасада имеет пяти частную структуру. Центральный ризалит расчленён высокими, охватывающими два этажа стрельчатыми нишами, в которые вписаны прямоугольные про­ёмы первого и второго этажей. Центральный нижний проём – входной. Подчёркнуто декоративно решено завершение ниш, заполненное лепными розами со свисающими» гирьками. Боковые крылья, разделённые контрфорсами на три равные части в две оси каждая, декорированы идентично боковым крыльям главного фасада. Соединяющие центральный ризалит с боковыми крыльями застеклённые лоджии-галереи являются одним из самых эффектных художественных акцентов на фасадах памятника. Объединённые между собой архивольтами три проёма первого этажа и пять второго, заполненные «готическими» переплётами, образуют лёгкие ажурные галереи, удачно контрастирующие с более материальными по характеру остальными частями фасада. В отличие от главного фасада, на северном зубчатый парапет проходит не над всем венчающим карнизом, а только, на центральном ри­залите и боковых крыльях. Фиалы также помещены только над углами боковых крыльев.

Одинаковые торцевые фасады решены симметрично, в четыре оси окон. Углы усилены контрфорсами с фиалами. Проёмы — прямоугольные. В первом этаже они обрамлены наличниками с «ушами”, во втором объединены скобообразными навершиями. Торцевые фасады завершаются зубчатым парапетом. Ряд деталей фасадов здания выполнен из белого камня: парапет и аркада балкона на южном фасаде, фиалы, подоконные плиты.

Внутренняя планировка, одинаковая в обоих этажах имеет анфиладный характер. Композиция её строго симметрична относительно поперечной оси, две половины каждого этажа абсолютно идентичны друг другу. Вдоль главного фасада проходит семикомнатная анфилада. По сторонам вести­бюля первого этажа и соответствующего ему помещения второго этажа (с выходом на балкон) расположены две гостиные — самые большие помеще­ния дворца. Вдоль их северных стен проходят лоджии—галереи, служащие дополнительным связующим звеном между парадными комнатами и помеще­ниями с окнами на парадный двор. Двухмаршевые деревянные лестницы устроены симметрично в западном и восточном крыльях, в помещениях соседних о лоджиями-галереями. В центральном северном помещении вто­рого этажа тонкими перегородками образована небольшая проходная ком­ната, деревянное перекрытие которой имитирует крестовый свод. Помещения башен перекрыты крестовыми сводами — простыми во втором этаже и усложнённой необычной формы в первом.

В интерьере обоих этажей сохранились белые кафельные печи (размер изразцов: 33 x 18 см.) большинство из которых закрашено. Печи имеют скошенные зеркала, за исключением двух печей в каждой из гостиных первого этажа, имеющих прямоугольную форму плана. В отличие от осталь­ных, угловых печей, они расположены в центре боковых стен комнат. Во всех проёмах сохранились филёнчатые одно- и двухстворчатые двери, характерные для позднего классицизма. Обе лестницы украшены точёными балясинами.

Здание является одним из последних по времени сооружения примеров репрезентативного, загородного дома-дворца в подмосковных усадьбах. Это лучший памятник псевдоготики периода романтизма на территории Московской области. Дворец, снаружи производящий впечатление средневе­кового замка с мастерски исполненными «готическим» элементами декора, обладает классицистическим интерьером. Строго симметричная композиция внутренней планировки характерна для позднего ампира.

Здание является архитектурной доминантой усадебного комплекса Марфино, занимая главенствующее место в панораме его центральной части.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1985 г./