Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль усадьбы Марфино, ХVIII-ХIХ вв.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Мытищинский район, село Марфино
Вид объекта усадьба
Датировка ХVIII-ХIХ века
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) Постановление от 13.07.15 № 563:26 Об утверждении зон охраны
Современное значение гражданское
Охранный статус ансамбль памятников архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор Быковский М.Д.
Описание объекта

Исторические сведения: Первое упоминание о Марфине, которое имело второе название Щибрино, относится к середине ХVI века, когда селом владел боярин В.П. Головин. Затем, во второй половине ХVI века Марфино принадлежало Ф. Бутурлину, дьяку В.Я. Щелкалову. При последнем существовала деревянная клетская церковь Николая Чудотворца — с приделом Благовещения (упоминается в 1585 г.) В начале ХVII века Марфиным снова владеют Головины, тогда была выстроена новая деревянная клетская церковь Троицы с приделом Сергия.

В 1650 г. Марфино продано думному дьяку С.И. Заборовскому. При нём существовали две деревянные церкви (прежняя Троицкая и новая Рождества Богородицы), боярский двор, девять крестьянских дворов, скотный двор. Тог­да же была устроена плотина, перекрывшая реку Учу, в результате чего об­разовались три пруда.

Вероятно, после Заборовских Марфино было отписано во дворцовое ведомством сюда в 1690-е годы не раз приезжал Пётр I. С 1698 г. село пожаловано воспитателю царя князю Б.А. Голицыну. При нём были построены новые хоромы, сохранившаяся до нашего времени Церковь Рождества Богородицы 1701-1707 гг., разбит парк «на французский манер». По новой церкви село и усадьба получили новое название Богородское (это название не прижилось и с 1728 г. село и усадьба снова именуются Марфино). В 1714 году Марфино переходит к С.Б. Голицыну, который в 1728 году продал имение Салтыковым.

При П.С. Салтыкове московском главнокомандующем, фельдмаршале и его сыне И.П. Салтыкове в Марфине развернулось широкое строительство усадьбы. Работы велись в два периода — с 1763 по 1770 гг. и с конца 1770-х гг. до конца 1780-х гг. Именно в это время Марфино превратилось в репре­зентативный усадебный ансамбль. Обветшавшие постройки нач. ХУШ в. были разобраны и на их месте сооружены двухэтажный каменный дворец и два флигеля. Партер от дворца террасами спускался к пристани, на которой были поставлены два грифона. Дворец соединялся с флигелями колоннадами. В то же время разбит регулярный парк к востоку от главно­го дома. С другой стороны от дворца по склону горы до пруда была наса­жена роща. Сооружены зверинец и оранжерея. Во второй период строитель­ства, уже при И.П. Салтыкове были построены церковь Петра и Павла, беседка, музыкальный павильон, псарни, конный двор и каретный сарай, мост и театр. Между двумя корпусами псарен располагалась башня, в которой размещался охотни­чий музей. В усадьбе было два театра — один деревянный в регулярной части парка, другой под открытым небом в так называемой Дарьиной роще пейзажного парка. Расцвет театральной и культурной жизни Марфина при­ходится на первые годы ХIХ века, когда сюда часто приезжали и участво­вали в спектаклях известные литераторы И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин, В.Л. Пушкин и другие. В 1801 году Карамзин здесь написал водевиль «Только для Марфина».

После смерти И.П. Салтыкова в 1805 г. усадьба перешла в руки его сына Петра Ивановича, который редко приезжал в свою усадьбу. В 1812 г. солдаты наполеоновской армии сожгли и разграбили Марфино. Были уничто­жены почти все постройки усадьбы. В 1813 г после смерти П.И. Салтыкова имение переходит во владение его сестры графини А.И. Орловой, которая в 1822 г. продала его своему свёкру графу В.Г. Орлову. При нём продолжились работы по восстановлению усадьбы, начатые его предшественницей. Для этого были построены столярные мастерские, небольшой кирпичный за­вод, кузница. Руководил работами крепостной архитектор Фёдор Тугаров.

В 1820-е гг. были построены главный дом и два флигеля — «кухарный» и «гостиный».

В 1831 г. Орлов В.Г. умер, и усадьба перешла в руки иго дочери С.В. Паниной, при которой все основные сооружения комплекса были реконструированы. Работой руководил арх.М.Д. Быковский, который придал архитектурному облику Марфина тот псевдоготический оттенок, который до сих пор доминирует в ансамбле. В 1832 г. была закончена отделка фли­гелей, а в 1834г. перестройка и внутренняя отделка главного дома. В 1830-е годы были также почти целиком перестроены мост и конный двор, заново выстроены ворота. В 1840-е гг. пристань была укра­шена фонтаном, скульптура которого, возможно, выполнена по проекту И.П. Витали. В январе 1844 г. умерла С.В. Панина. Владельцем стал её сын В.Н. Панин. При нём была перестроена в 1844-1845 гг. церковь Петра и Павла. В 1845-1846 гг. Быковского в Марфине сменил арх. А.О. Жилярди, а в конце 1840-х гг. строительными работами в усадьбе руководил архитектор П.П. Буренин, который вместе со Степановым работал ещё при Быковском. Во второй половине 40-х гг. Х1Х в. продолжались некоторые работы по благоустройству усадьбы: ремонтировались «псарни», которые стали использоваться как людские флигели, строились новые оранжереи.

В 1873 г. по еле смерти В.Н. Панина усадьба перешла во владение его жены Н.П. Паниной. С 1900 по 1917 гг. Марфино принадлежало С.В. Паниной.

Во второй половине XIX и в начале XX вв. никаких существенных строительных или ремонтных работ не производилось.

В настоящее время в комплекс усадьбы Марфино входят:

1) Главный дом,1820-е — 1830-е гг.

2) Два флигеля на парадном дворе /воссозданы в 1948-1950 гг./

3) Церковь Рождества Богородицы, 1701-1707 гг.

4) Церковь Петра и Павла, 1770-е гг, 1844-1845 гг.

5) Мост, 1837-1839 гг.

6) «Псарни». Восточный корпус, кон. ХVIII в.

7) «Псарни». Западный корпус, кон. ХVIII в.

8) Ворота со сторожкой, 1837-1839 гг.

9) Пилоны открытой беседки, 1830-е гг.

10) Подпорные стены террас партера, 1830-е гг.

11) Пристань с грифонами, кон. ХVIII в. с фонтаном 1840-х гг.

12) Беседка, кон. ХVIII в.

13) Музыкальный павильон, кон. ХVIII в.

14) Конный двор, кон. ХVIII в.; 1842-1843 гг.

15) Каретный сарай, кон. ХVIII в.

16) Людской флигель, первая половина XIX в.

17) Современный павильон с деталями постройки ХIХ в.

18) Регулярный парк, кон. ХVIII в.

19) Пейзажный парк, кон. ХVIII в.

Перестройки и утраты: В усадьбе не сохранился ряд построек: оранжерея, садовый стеклянный балаган, две риги, зверинец, беседка в парке. В 1930-е гг. построены дере­вянные корпуса к северу от парадного двора, заслонившие перспективу, от­крывавшуюся от парадного двора на псарни. В послевоенные годы сооружены: водная станция на нижнем пруду, металлический мост на остров. В 1948-1950 гг. разобраны два флигеля и восстановлены на старых фундаментах с воссозданием первоначальных архитектурных форм. В 1953 г. ураганом было уничтожено около 80 старых деревьев в парке. Не полностью сохра­нилась аллея, ведущая от моста к церквям. Вазоны на тумбах подпорных стен установлены в 1940-е гг. Сделан фонтан на парадном дворе, который был украшен скульптурой, привезённой из Италии и первоначально находив­шейся в одной из гостиных главного дома. В настоящее время ведётся строительство большого корпуса санатория, охватывающего с двух сторон оба здания «псарен».

Описание памятника:  Усадебный комплекс занимает обширную

территорию на холмистой, сильно пересечённой местности. Композиция ансамбля сочетает живописный, обуслов­ленный характером рельефа, и продольно-осевой принципы планировки. Центральная парадная часть усадьбы построена на единой оси «север-юг». На этой оси расположены главный дом с партером, террасами спускающийся к пристани, и с парадным двором. Планировку южной части комплекса определя­ют два больших пруда неправильной формы, образованные запрудой реки Уча. Вдоль западного берега нижнего пруда проходит подъездная дорога. После моста, переброшенного через протоку между прудами, дорога раздваивается: на север дорога ведёт к парадному двору, на северо-запад — к аллее си­бирских лиственниц, по сторонам которой стоят две церкви. Подъездная до­рога с аллеей лиственниц составляют как бы диагональную ось усадьбы (проходящую с юго-востока на северо-запад). Всю северо-восточную часть комплекса занимает регулярный парк. Сравнительно небольшой участок пейзаж­ного парка отделяет регулярный парк от расположенного на юго-восточном краю усадьбы комплекса хозяйственных сооружений (конный двор и каретный сарай). Обособленно от основной территории усадьбы располагается обширный пейзажный парк, раскинувшийся на южном берегу верхнего пруда, и пе­реходящий в лес.

Центральная часть усадьбы решена чрезвычайно репрезентативно. Яд­ром архитектурного ансамбля является двухэтажный кирпичный дом в сти­ле псевдоготики, возвышающийся на верхней площадке холма. Перед главным /южным/ фасадом дворца к пруду спускаются три террасы, на которых расположен партер. Террасы связаны между собой белокаменными лестницами, расположенными на центральной оси ансамбля. На верхней террасе, по сторонам главного дома симметрично поставлены ворота с башней (с запада) и два восьмигранных белокаменных пилона открытой беседки (с востока). Пилоны увенчаны гипсовыми вазонами изящной рокайльной формы с лежащими на них путти. Каждая терраса имеет подпорную кирпичную сте­ну с белокаменными парапетами и чугунными решётками. На верхней террасе решётки своеобразной фигурной формы. На средней террасе раппорт решётки составляет круг, в который вписаны кресты и латинская буква «S» (монограмма владелицы усадьбы Софьи Владимировны Паниной). Вензель «S» в круге, вписанном в ромб, является раппортом рисунка в решётке ниж­ней террасы. Подпорная стена средней террасы акцентирована четырьмя гротами — арочными нишами с белокаменными порталами. Два грота фланки­руют лестницу, и по одному гроту расположено по краям стены. За нижней террасой — пологий откос в виде амфитеатра, который спускается к пристани. Пристань представляет собой восьмигранную площадку, вымощенную белокаменными плитами и обнесённую чугунной оградой с вензелем «S» в рисунке. У воды — прямоугольная площадка с белокаменными плитами и ступенями. По сторонам лестницы — два белокаменных грифона, покоящиеся на постаментах. В центре площадки расположен фонтан со скульптурной группой детей с дельфинами, которые поддерживают большую чашу-раковину. Напротив пристани посередине пруда расположен остров, по периметру обсаженный деревьями.

Перед северным фасадом главного дома находится прямоугольный в плане парадный двор, продольные стороны которого фиксируют два одина­ковых двухэтажных кирпичных флигеля, в архитектуре которых воссозданы формы псевдоготики. С севера парадный двор ограничен откосом овра­га, за которым расположен небольшой пруд. На единой оси с главным домом, на довольно большом расстоянии от парадного двора, к северу по­ставлены симметрично стоящие одинаковые корпуса «псарен» здания с портиками в стиле зрелого классицизма.

Центральное ядро усадьбы отделено от западной части длинным узким прудом, соединяющимся протоками с нижним прудом и прудом за парадным двором. На западном берегу этого пруда по сторонам аллеи сибир­ских лиственниц стоят две церкви, составляющие обособленный архитектурный ансамбль. Восточнее парадного двора усадьбы раскинулся довольно большой регулярный липовый парк. Планировку его образует правильная сетка взаимо перпендикулярных аллей. Жёсткую композицию парка оживляет пере­секающий его по косой линии ручей, вытекающий из пруда, расположенного за парадным двором. Через ручей в парке переброшено восемь арочных кирпичных мостиков (четыре из них значительно обновлено), устроенных на осях аллей. На аллее, проходящей по границе парка с юга, стоит му­зыкальный павильон — открытая полуротонда в стиле зрелого классицизма. Он замыкает перспективу центральной аллеи, идущей по оси “север-юг», Южнее начинается сравнительно небольшой участок пейзажного парка, в северной части которого, на холме высится двухъярусная беседка-ротонда в стиле зрелого классицизма. Пейзажный парк узкими террасами опуска­ется к берегу нижнего пруда. Восточнее парка расположен пруд оваль­ной формы, берега которого обсажены ивами.

В стороне от основной части усадьбы, на дороге, продолжающей крайнюю южную аллею регулярного парка, стоит двухэтажный с мезонином кир­пичный дом в стиле классицизма (людской флигель?). У дороги, проходящей по восточной границе усадьбы, на юго-восточной окраине комплекса распо­ложен ансамбль хозяйственных построек, состоящий из большого треуголь­ного в плане конного двора в стиле псевдоготики и кирпичного карет­ного сарая в стиле зрелого классицизма.

Наиболее эффектная панорама усадебного ансамбля открывается с острова нижнего пруда и с высоких берегов этого пруда. В панораме велико­лепно раскрываются главный дом с террасами партера и двухпролётный с промежуточной галереей мост в стиле псевдоготики.

На берегу длинного узкого пруда, рядом с храмовым комплексом у са­мой воды стоит павильон, в современную кирпичную кладку которого вклю­чены белокаменные арочные ниши из грубо отёсанного известняка, в кото­рые заключены пары муфтированных колонн тосканского ордера. Арочные вставки с колоннами взяты, по-видимому, из несохранившегося паркового павильона.

Марфино — одна из лучших усадеб Подмосковья. Архитектурное ядро усадьбы представляет собой великолепный ансамбль в стиле поздней псевдоготики, характерной для периода романтизма. По законченности архитектурно-стилевого решения усадьба не знает себе равных среди подмосковных ансамблей псевдоготики. Ряд построек в стиле зрелого классицизма, от­личающихся высоким художественным качеством, дополняют и разнообразят архитектурный комплекс усадьбы. Живописный рельеф местности, большие водные поверхности, мастерское расположение архитектурных сооружений в ландшафте обусловили богатство и неповторимость панорам Марфина.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1985 г./