Жилой дом, 70-е гг. XIX в. В этом доме жил Чайковский Петр Ильич в 1892-1893 гг. В доме — мемориальный музей П.И. Чайковс...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Жилой дом, 70-е гг. XIX в. В этом доме жил Чайковский Петр Ильич в 1892-1893 гг. В доме — мемориальный музей П.И. Чайковского
Тип объекта Федерального значения
Местоположение г. Клин, ул. Чайковского, 48
Вид объекта нежилое здание
Датировка 70-е года XIX век
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение -
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Музей П.И. Чайковского в Клину и, прежде всего, его жемчужину, его ’’сердце” — дом композитора — не нужно было ’’создавать”. Нужно было лишь сохранить в неприкосновенности дом, его интерьеры такими, какими их оставил в октябре 1893 года знаменитый обитатель, уезжая в Петербург для первого исполнения только что им созданной Шестой симфонии.

И почти сразу же после смерти Петра Ильича эта счастливая мысль возникла у его младшего брата Модеста Ильича Чайковского. Уже через шесть дней после трагической кончины, то есть 31 октября 1893 года, слуга композитора А.И. Софронов писал Модесту Ильичу: ”… проникла в одну газету Ваша мысль сделать музей.”

В результате осуществления этой идеи появился новый для того времени тип музея — мемориальный, в котором полностью сохранена не только бытовая обстановка последних лет жизни Чайковского, но и его богатый архив — ценнейшее музыкальное и литературное наследие, библиотека. Все это приобрелоисключительное значение для культурной жизни России. Вот что писала одна из газет в 1897 году: ’’Можно радоваться, что дело увековечения памяти Чайковского взял на себя человек, близкий Петру Ильичу как брат, хорошо знавший, горячо любивший и самоотверженно преданный его памяти, как исполнению Священного долга.” Днем открытия музея считается 9 декабря 1894 года — дата первой записи в книге регистрации посетителей. Фактически же посещение дома Чайковского началось значительно раньше. Тот же Софронов сообщал Модесту Ильичу в марте 1894 года: ’’Квартиру приезжали кое-кто смотреть из Москвы, хотя еще никто не знает, что она остается, как есть.”

За столетие существования музея его посетителями исписаны десятки книг. И если в первое время посетители только расписывались, то затем стали оставлять в них свои отзывы, слова благодарности, суждения о музыке Чайковского и о музее. Эти драгоценные записи со всей очевидностью свидетельствуют, каким дорогим является это памятное место для людей самых разных поколений, профессий, национальностей.

В первые же дни после смерти Чайковского у его младшего брата, довольно известного в то время драматурга, переводчика, либреттиста, возникла мысль о сохранении в неприкосновенности клинского дома и создании там музея великого русского композитора. Осуществить этот замысел ему помогли: наследник авторских прав Чайковского его племянник В.Л. Давыдов и А.И. Софронов, слуга композитора и наследник его имущества.

В 1897 году М.И. Чайковский и В.Л. Давыдов поселились в Клину. Не желая нарушать мемориальность личных комнат композитора, они сделали к дому пристройку и поселились там.

Облик пристройки: кабинета Модеста Ильича, комнаты Владимира Львовича и небольшой приемной с плетеной

мебелью, — значительно отличается от комнат, которые занимал композитор.

После смерти основателя Дом-музей П.И. Чайковского пережил множество самых разнообразных событий, как ярких, счастливых, так и трагических.

Осенью 1917 года Н.Т. Жегин, на которого Московское Отделение Русского музыкального общества возложило общее заведование музеем, обеспокоенный сложностью обстановки в стране, перевез архив композитора и наиболее ценные предметы его обихода на сохранение в библиотеку Московской консерватории. Все эти раритеты вернулись на свое место в Клин только в 1924 году.

В конце 1917 года музей пережил тревожное время: в дом композитора, на половину Модеста Ильича, вселился с семьей анархист Дорошенко, который имел обыкновение по утрам, только встав с постели, расстреливать из револьвера портрет римского папы Иннокентия, украшавший стены спальни создателя музея. В апреле 1918 года Дорошенко был арестован.

В июле этого же года клинский исполком хотел занять первый этаж дома и половину М.И. Чайковского под ’’Пролеткульт”, детский дом или какое-либо другое учреждение. И только вмешательство отдела по охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР, пославшего в Клин телеграмму: ’’Дом-музей П.И. Чайковского ни уплотнению, ни занятию каким-либо учреждением не подлежит, ввиду его исторической ценности”, не позволило осуществиться этим намерениям.

В 1918 году музею была выдана охранная грамота.

С началом Великой Отечественной войны все основные ценности были вывезены на родину Чайковского — в Удмуртию, в город Воткинск. Там сотрудниками музея была организована экспозиция мемориальных фондов. Большую просветительскую работу вели они с местным населением, в госпиталях, школах.

Это был трагический период в истории музея. Фашисты причинили значительный ущерб зданию музея в Клину. Первый этаж они превратили в гараж для мотоциклов и шорную мастерскую, во втором этаже — в комнатах Чайковского и его брата — были устроены солдатские казармы.

В конце 1944 года эвакуированные музейные ценности были возвращены в Клин, и 6 мая 1945 года, накануне дня рождения композитора, полностью отреставрированный Дом-музей снова открыл двери для посетителей. Это было второе рождение музея.

Дом-музей П.И. Чайковского в Клину — один из старейших мемориальных музеев мира — по сути своей является музейным комплексом, заповедником, так как включает в себя все необходимые для этого компоненты. Мемориальный дом — сердце музея, его внешний вид и внутреннее убранство, а также составляющие с ним единое целое старинный парк и усадебные постройки — все эго в совокупности воссоздает колорит эпохи, ее атмосферу, и требует исключительно бережного к себе отношения.