Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Городское училище, начало 1910-х гг.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Каширский район, г. Кашира, Советская ул., 46
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1910 г.
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение гражданское
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения:

Никаких документальных сведений о времени постройки главного дома усадьбы Корыстово обнаружить пока не удалось. Датировка памяти третьей четвертью XIХ в. произведена ориентировочно по стилистическим признакам. Таким образом, строительство дома приходится на период, когда усадьба находилась во владении статского советника Владимира Андреевича Норова.

Перестройки и утраты: К западному фасаду дома в 1930-х гг. пристроен каменный переход, на первом этаже разобрана перегородка и угловая печь (камин).

Описание памятника: Главный дом является ведущим сооружением ансамбля усадьбы Корыстово. Здание поставлено в живописном месте, на вершине берегового склона и доминирует в панораме речной долины. Двухэтажный главный дом срублен из сосновых бревен: первый этаж в “обло”, второй в “лапу” и обшит тесом. Дом стоит на белокаменном цоколе, увеличивающимся к северному фасаду вслед за падением рельефа. Прямоугольный в плане единый, симметричный объем здания, имеет на южном фасаде два ризалита. Над восточным ризалитом и юго-восточной частью основного объема устроены антресоли. Основу архитектуры дома составляют традиционные и устоявшиеся в усадебном искусстве классицистические схемы и приемы, подвергшиеся в данном случае определённой рационалистической (планировке) и стилизаторской (фасада) редакции. Помещения обоих этажей различаются по высоте (второй этаж выше первого), планировке и функции. На первом этаже расположены жилые вседневные помещения. Практически одинаковыми размерами, эти помещения расположены одно за другим вдоль главного северного и паркового фасадов. Однако, помещения не составляют обычной классицистической анфилады. Все они изолированы друг от друга и имеют выхода лишь в длинный центральный коридор, который в свою очередь связывает входной вестибюль, расположенный в западной части дома, с сенями черного входа, находящимися в противоположной восточной части здания. Пространство вестибюля дома с главным входом, расположенным на западном фасаде, расчленено потолочными балками и пилоном с пилястрами на несколько частей, что позволяет ориентироваться в планировке дома, подсказывает направления движения.

Помимо выхода на улицу, из вестибюля можно попасть в центральный коридор первого этажа, пройти в служебные помещения и через них в кухонный флигель, наконец, подняться по главной лестнице на второй

этаж. Кроме главной, парадной лестницы в доме существует ещё две, расположенные в ризалитах. Лестница в западном ризалите ведёт в одно изолированное помещение второго этажа и дальше на чердак. Лестница восточного ризалита ведёт в жилые комнаты второго этажа и в антресоли. Планировка второго этажа дома состоит из двух групп помещений: парадных и вседневных. Первые расположены в западной части дома, куда ведёт парадная лестница; вторые, вседневные, занимают восточную половину этажа. Большинство помещений парадной части объединены вокруг небольшой прихожей, за исключением двух гостиных, входы в которые устроены прямо из зала. Зал /7,3 х 9 ,5 м/, окна которого выходят на парковый фасад, является самым большим помещением дома. Отделку зала составляют большие двупольные филенчатые двери и тянутый штукатурный карниз с сухариками. Одна из дверей зала ведёт в коридор жилой половины второго этажа дома. Коридор, имеющий в плане несколько колен, связывает зал, а через него и всю парадную часть с чёрной лестницей, задним крыльцом и антресолями. Из отделки помещений сохранились филенчатые двери, тянутые штукатурные карнизы и балясник лестничных ограждений. Цельность объема дома и плоскостной характер декора фасадов придают зданию ощущение монолитности. Равномерная ритмическая разработка фасадов оконными проемами превалирует над пластическим оформлением плоскостей стен. В нейтральной композиции фасадов не выделены центры, нет вообще каких-либо акцентов. При этом использовано классицистическое членение по горизонтали на основание, главную и венчающую части. Первый этаж дома отделен от парадного бельэтажа карнизом с простым пропильным орнаментом-порезкой. Всем простенкам в пределах первого этажа за счет обшивки тёсом придан вид пилонов, за которые скрыты все концы сруба. Вместе с тем окна первого этажа украшены наличниками. Над междуэтажным карнизом с помощью вертикального ряда обшивки и его ограничивающей тяги, устроенной на уровне подоконников окон 2 этажа, выполнен широкий пояс. Наличники окон второго этажа — главный декоративный элемент фасадов дома — украшены сандриками, в оформлении которых сочетается выемочная и пропильная резьба. Над окнами объем дома опоясывает фриз, состоящий из ряда отделанных фигурной рейкой резных кронштейнов, поддерживающих резной подзор карниза. Здание покрыто железной вальмовой кровлей.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в апреле 1980 г./