Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Комплекс монастыря Николаевская Берлюковская Пустынь
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Ногинский район, д. Авдотьино
Вид объекта ансамбль объектов культурного наследия
Датировка XVII-XIX века
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус ансамбль памятников архитектруы
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: По преданию, Николаевская Берлюковская пустынь была основана в начале ХVII века. В смутное время сюда, на берег реки Вори, пришел старец Варлаам, который был, видимо, настоятелем разоренного поляками Стромынского Троицкого монастыря. С Варлаамом пришли две старицы — Евгения и Иулиания, которые принесли с собой древнюю икону св. Николая. В честь этой иконы Варлаам построил в 1606 году часовню, которая после восшествия на престол Михаила Федоровича Романова, была заменена каменной Никольской церковью. Впервые эта церковь упоминается в Писцовых книгах 1631 и 1632 гг. Еще одно указание на нее встречается в Дозорных книгах 1680 г. Около новой церкви стали селиться «какие-то бездомные люди”, из которых один «имел как бы начальство и власть над прочими и прозывался Берлюк или Бирюк, что значит зверь, волк». По этому прозвищу новое сельцо стало называться «Берлико». По некоторым сведениям, в ХVIII Веке оно известно так же под названием «Берхино». В 1700г. пустынь была приписана к угодьям Московского Чудова монастыря. Здесь были выстроены конный и скотный дворы. Зависимость от Чудова монастыря продолжалась недолго. В 1714 году «купецкий человек Вукол Мартынов ,тяглец мещанской слободы», попросил разрешения выстроить «по обещанию» новую церковь Николая Чудотворца. Село Берлико было отчислено от Чудова монастыря. С этого времени до 1779г. сведения о пустыни имеют отрывочный характер. Известно, что она за этот период дважды упразднялась — в 1735 и 1770гг. Возрождение монастыря связано с именем Тверского архиепископа Платона. Будучи переведен в Московскую епархию, он, видимо, в 1777 году посетил заброшенную обитель, где, по преданию, во время молитвы перед древней иконой Николая Чудотворца, был исцелен от сильной простуды. Усилиями митрополита Платона Монастырь начал постепенно восстанавливаться. В сентябре 1779 г. он дает указание новому «строителю пустыни” Иоасафу о том, какие надо провести работы. Иоасаф сумел приобрести расположение местных вельмож, живших в своих имениях неподалеку от монастыря. Среди них Лопухин, князь Долгоруков, Тюфякин, Салтыков, граф А. Р. Брюс. На их пожертвования в пустыне развивается каменное, строительство: между 1786 и 1794 годами были сооружены каменный трехпрестольный Троицкий собор, настоятельские покои и братские кельи. Затем, к 1806 году монастырь был обнесен первой кирпичной оградой и к новым зданиям добавился трапезный корпус, в котором размещались так же кухня, хлебопекарня, кладовые и ледник. По некоторым сведениям при митрополите Платоне на монастырское кладбище из села Топоркова была перевезена деревянная Казанская церковь. В первой четверти XIX века в монастыре построена новая небольшая колокольня и за пределами ограды — конный и скотный дворы. Все перечисленные выше постройки до наших дней не дошли. Здания существующего монастырского комплекса начали возводиться в 30-е годы XIX столетия. Этот период активного строительства предание связывает с «чудесным обретением» в монастырской трапезной иконы «Лобзание Христа Иудою», от которой исцелилась слепая жительница села Кудинова Татьяна Ивановна Кузнецова. В честь этой иконы при настоятеле Венедикте в 1842 года был построен соборный храм Христа Спасителя, окончательна отделка и освящение которого, относится к 1848 году. При этом же настоятеле сооружены: Надвратная церковь Василия Великого (1840г.), игуменские кельи с церковью Всех Святых (1839-1853г.), двухэтажный каменный братский корпус (1830-1832гг.), каменная ограда (с южной, восточной северной сторон) с двумя башнями (1840г.), каменная двухъярусная колокольня (1851г.), деревянная на каменном фундаменте одноэтажная просфорня расширенная в 1872г., новая деревянная Казанская церковь. В 1878 году, «вследствие тесноты,» была разобрана Троицкая церковь и на ее месте возведена новая того же названия, освященная в 1884 г. На кладбище во второй половине XIX века построена деревянная церковь Иоанна Предтечи над пещерами, оставшаяся неосвященной из-за большой сырости. В 1895-1900 годах з ограде монастыря по проекту московских архитекторов А. С. Каминского и В. М. Борина поставлена новая колокольня. Видимо, в это же время прежняя колокольня была снесена и на ее месте сооружен северо-западный братский корпус. Судя по натурным обследованиям, в конце XIX века территория монастыря была расширена к

востоку и, в связи с этим, перестроена монастырская ограда. За территорией монастыря, к северо-востоку от него, к концу XIX века было построено множество принадлежавших ему построек. Среди них выделяются комплексы гостиницы для богомольце, монастырского училища, конного и скотного дворов. Кроме того, здесь находились часовня, рига и молотилка, кузница, сторожка, лавка, на берегу реки — мельница, баня, водоподъемная машина.

В настоящее время в комплекс входят:

—              юго-восточный братский корпус, 1830-1832гг;

—              церковь Христа Спасителя, 1832-1842гг. ;

—              игуменские кельи с церковью всех святых, 1835-1853гг. ;

—              служебный корпус, 1839г;

—              надвратная церковь Василия Великого, 1840г;

—              ограда монастыря и кладбища, 1840-нач. ХХ в;

—              монастырская сапожная, сер. Х1Хв.;

—           церковь Троицы, 1878-1884гг.;

—              корпуса гостиницы с конюшней, вт.пол.Х1Хв.;

—              колокольня, 1895-1900гг;

—              северо-западный братский корпус, кон. Х1Х-нач.ХХвв.

Перестройки и утраты:  Снесены кладбищенская Казанская церковь и церковь Иоанна Предтечи над пещерами. Разобраны южные прясла ограды кладбища и монастыря. На месте просфорни, примыкавшей с запада к церкви Василия Великого, построен современный двухэтажный корпус. К колокольне в линии северного прясла ограды пристроено здание гаража. Утрачены верхние ярусы юго-западной и северо-западной башен. С запада сооружена современная кирпичная ограда. За территорией монастыря не сохранились монастырское училище, скотный и конный дворы, рига, молотилка, дом для плотников, кузница, навес для ковки лошадей, сторожка, баня и мельница. На территории монастыря возведены новые кирпичные и деревянные постройки, что отражает характерное изменение художественных вкусов и постепенный переход от позднего классицизма к эклектике.

Описание памятника: Пустынь расположена к северо-западу от деревни, на обрывистом левом берегу реки Вори. Ее колокольня, главная высотная доминанта, видна за несколько километров при подъезде к монастырю. Территория пустыни, ограниченная с севера, востока и юга кирпичной оградой (с запада, со стороны реки, ограды не было), образует в плане неправильный четырехугольник, который делился кирпичной стеной на две части: северную — монастырскую и южную, где находилось кладбище. Существующий монастырский комплекс начал складываться в 30-50 годы XIX столетия. Именно в это время в глубине участка оформляется небольшая монастырская площадь, ограниченная с трех сторон: юго-восточным братским корпусом, служебным корпусом и зданием игуменских келий с церковью Всех Святых. Примерно, одновременно с ними в центре северного прясла ограды была выстроена надвратная церковь Василия Великого и Спасская соборная церковь, расположенная вблизи от центрального въезда на территорию монастыря и ставшая на некоторое время самым значительным сооружением комплекса. Все эти постройки были возведены в формах позднего классицизма. Начиная с 70-х годов XIX в. вплоть до нач. ХХ в., с возведением новых крупномасштабных зданий:-Троицкой церкви, колокольни в северном прясле ограды и северо-западного братского корпуса — совершенно меняется архитектурный облик комплекса. Не только новые постройки, но и большинство старых получают, характерные для этого периода, эклектические черты. Композиционный и архитектурный центр комплекса как бы перемещается ближе к северной границе монастыря, образуя живописную панораму из разновысотных сооружений, открывающуюся при подъезде к монастырю со стороны главного входа. За восточной линией ограды в 1840г. был разбит фруктовый сад, а с внутренней стороны к ней примыкало небольшое кирпичное здание сапожни, покрытое известковой обмазкой. Его одноэтажный объем покрыт вальмовой кровлей. Центр главного западного фасада акцентирован пилястровым портиком. Северо-восточнее монастыря, при въезде в него, расположены три корпуса гостиницы. Одноэтажные кирпичные здания поставлены в одну фасадную линию, образуя западную границу ее двора. На южной границе сохранилась кирпичная конюшня. На архитектуру построек оказали некоторое влияние традиции позднего классицизма.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в июле 1986 г./