Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Троицкая церковь, комплекс сооружений, конец XVI- XIX вв.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Ступинский район, с. Троицкое (Троицкое-Лобаново)
Вид объекта Церковь
Датировка XVI-XIX века
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Церковь в селе Троицком — Лобанове относится к числу первых каменных вотчинных храмов в Подмосковье. В конце ХVI века село принадлежало семье Годуновых, очевидно, являвшимся заказчиками целой серии трехпридельных храмов.

Церковь, видимо, почти без изменений простояла до середины ХVIII века, когда рядом была построена колокольня. Текст закладной доски, укрепленной на западном фасаде колокольни, гласит: «1767 году сия колокольня строена генералом-аншефом и кавалером, князем Семеном Федоровичем Волконским”. В XIX веке церковь и колокольня объединены двухэтажным зданием трапезной, выстроенной в два приема, соответственно, северная, по закладной доске «построена сторона для трапезы в 1838 году при священнике Никаноре Афанасиевиче Покровском на церковную сумму пособием прихожан»; южная — «построена /трапеза?/ сия в году помещиком Павлом Матвеевичем Азанчевским в память погребения здесь тела его родительницы Татианы Афанасьевны Азанчевской в 1937 г.»

В середине XIX века село принадлежало генерал-майору А. П. Бутурлину и статскому советнику П. М. Азанчевскому. Основной престол — Живоначальной Троицы, боковые — ?

Перестройки и утраты: Здание перестроено в ХVIII и XIX веках.

Описание памятника: Здание представляет комплекс разновременных построек из кирпича и белого камня. Основное ядро сооружения — церковь ХVI века. К церкви с севера и юга примыкают современные приделы — уменьшенные копии главного храма. Основной четверик имел три портала, малые — по одному с запада. Престолы всех трех храмов находились, практически, на одной линии. Полуциркульные апсиды приделов сообщались с трехчастной главной апсидой небольшими дверными проемами. Планировка древнего храма относится к сложившемуся в конце ХVI века типу «Годуновских” построек. Колокольня ХVIII века, сложенная из кирпича и облицованная белым камнем, первоначально была отдельно стоящей. План ее первого яруса обычен. Это четыре пилона сложной конфигурации, несущих полуциркульные арки. Пристройки XIX века значительно исказили первоначальную ясную планировку. Обилие столбов, пересекающихся арок, множество вспомогательных помещений — все это внесло дробность в характер плана. Связанная с перестройкой, растеска древних порталов и перестройка центральной апсиды снизило художественную ценность сооружения. Однако сохранялись многочисленные следы, позволяющие не только реконструировать, но и реставрировать памятник ХVI века.

Объемно-пространственная структура существующего памятника со сложной строительной историей, отражает все основные перестройки комплекса. Собственно церковь сейчас представляет характерную для второй половины ХVIII века композицию «восьмерик на четверике». Сомкнутый восьмигранный свод сильно приподнят и увенчан граненым куполом с филенками. Глава луковичная металлическая по деревянным куполам. Приделы сохранили первоначальный барабан ХVI века. Главы луковичные, поздние.

Трапезная двухэтажная, перекрывалась ныне утраченной скатной кровлей. Необычайно выразителен силуэт колокольни, она главенствует в общем пространственном строе памятника,

образуя с островерхими шатровыми башнями ограды единый комплекс. Значение колокольни в формировании ландшафта в округе 6-8 километров, чрезвычайно велико.

Колокольня четырехъярусная, нижние три яруса облицованы белым камнем, верхний сложен из кирпича с белокаменными деталями. Криволинейные фронтоны верхних ярусов создают эффект постепенного перехода — «перетекания» объемов. Купольное завершение с небольшим барабаном характерно для середины ХVIII в.

Сейчас только в колокольне видно единство объемной структуры и декоративного убранства, свойственное ХVIII веку. Поздние пристройки расчленены плоскими пилястрами. Прямоугольные оконные проемы помещены в ниши. Определенный интерес представляет декоративная обработка антаблемента с помощью неглубоких полуциркульных ниш, напоминающих об уничтоженных кокошниках храма XVI века. Кое-где на фасадах сохранились остатки лепных сандриков с трехлепестковыми «раковинами” над ними.

Основными декоративными элементами колокольни является плоские пилястры на пьедесталах с базами и решенными в массах капителями. Горизонтали подчеркнуты профилированными карнизами и пояскам . Характерная пластическая обработка замкового камня арок ярусов-звонов. Наиболее эффектен декор верхнего яруса, пилястры поставлены на консоли сложной формы с большим выносом. Антаблемент яруса криволинейный, вторящий очертаниям арок. Трибун белокаменный, граненый. Глава металлическая с классическим крестом. Современный декор древней части неинтересен. Сохранились многочисленные следы первоначального убранства ХVI века.

Храм имел развитую систему горизонтальных и вертикальных членений. Цокольная часть здания была украшена белокаменным профилированным кордоном, фрагментарно сохранившимся до сего времени. По вертикали фасада четвериков храма и приделов расчленялись тремя сильно вытянутыми нишами. Вверху средней ниши помечалось окно с обведенным вокруг амбразуры проема валиком с бусинами. Под окном на западе, а у большого четверика и на юге и севере размещались перспективные, судя по следам, с полуциркульными колонками и порталы.

Венчались четверики антаблементом с кокошниками. Часть кокошников приделов сохранилась. Сохранился трехчастный крепованный антаблемент основного четверика. В основания древних предельных барабанов — пояс кокошников с профилированными кирпичными архивольтами. Сохранилась часть венчающего карниза барабанов.

Интерьеры памятника не сохранили своего убранства. Помещения перекрыты системой сводов, в приделах крестовых, в поздней пристройке — вспарушенных. Плоские перекрытия второго этажа трапезной не сохранились. Внутреннее пространство разобщенное, стеснено столбами, отсутствует четкое функциональное деление. Внутри основного четверика сохранились следы первоначального перекрытия и голосники. Под южной стороной трапезной усыпальница Азанчевских. Основные строительные материалы здания — кирпич размером 30 х 15 х 4,5, а пристройки 22 х 11 х 6,5 и белый камень. Территория памятника окружена оградой с четырьмя башнями и тремя проездными воротами.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в сентябре 1976 г./