Наименование объекта | Корпус семинарский новый, 1826-1830 гг., Семинария Спасо-Вифанская |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Сергиев Посад, Птицеградская ул., 20 |
Вид объекта | - |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Биллинг Б., Бове М.И. |
«Новый» корпус семинарии. Построен 1826 — 1830 г.г. архитектором М. И. Бове; боковой пристрой (столовый корпус), 1882 — 1884 г.г., архитектор Б. Биллинг.
Семинария Спасо-Вифанская учреждена в 1797 г. при одноименном монастыре по инициативе Павла I, при активном участии митрополита Платона. Небольшой архитектурный комплекс стиля классицизма складывался постепенно начиная с конца XVIII в. Его асимметричная композиция обусловлена различными планировочными и художественными принципами, которые отвечали этапам его формирования. Наиболее ранний Старый корпус, поставленный над зеркалом большого живописного пруда, открыт в сторону ландшафта, и его романтическая замковая архитектура рассчитана на связь с окружающей природой. Размещение позднейших более ординарных зданий фронтом вдоль улицы отвечает приемам городской застройки XIX в. и продиктовано оформлением поселка, формировавшегося возле Спасо-Вифанского монастыря. Поставленный здесь в 1830 г. Новый корпус получил в комплексе значение главного. Из двух одноэтажных флигелей по его сторонам Столовый флигель в 1884 г. был надстроен вторым этажом и соединен с главным корпусом. Обновлялись хозяйственные постройки. В начале XX в. в центре двора возведена массивная квадратная водонапорная башня в стилизованных формах национальной
архитектуры. Кирпичные здания, за исключением башни, оштукатурены. |
Новый семинарский корпус строился с 1826 по 1830 г. М.И.Бове по собственному проекту. Двухэтажное здание стиля ампир — характерный образец казенного учебного заведения. Его план, образованный капитальными стенами, и общая композиция симметричны относительно центральной оси, выделенной снаружи семиоконным ризалитом с фронтоном и аттиком. Во двор обращены небольшие крылья, увеличенные в конце XIX в. пристройками для лестниц. Тогда же над актовым залом поставлен глухой деревянный, обшитый железом барабан церковного купола, здание соединено с соседним Столовым корпусом. В строгом убранстве фасадов памятника использованы ленточный руст и крепованые декоративные перемычки проемов. Только на ризалите верхние окна украшены лепниной в люнетах и балюстрадами.
Планировка этажей — коридорного типа. Верхний этаж занимали квартиры администрации и преподавателей, нижний — классы и дортуары воспитанников. В центральной части здания находятся актовый зал и парадная трехмаршевая лестница с чугунными перилами ампирного рисунка. Выход с лестницы оформляет пара ионических колонн. Есть старые филенчатые двери. Печи разобраны. Перекрытия плоские, за исключением коридоров и двух комнат первого этажа, где имеются своды.