Наименование объекта | Собор Вознесения Господня, 1889-1896 гг., Монастырь Крестовоздвиженский Иерусалимский |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Ленинский район, пос. Лукино |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
МОНАСТЫРЬ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ образован в 1887 г. из Флоро-Лаврской женской общины, переведенной в Лукино в 1870 г. Архитектура комплекса конца XIX — начала XX в. характерна для эпохи сочетанием утилитарности и функционализма с художественными мотивами эклектики и ложнорусского стиля. Монастырь занимает место бывшей усадьбы Головиных, от которой осталась перестроенная домовая церковь. Пруд в середине участка намечает место сгоревшего господского дома. Условия местности, длительность и стихийность формирования комплекса определили свободную планировку его прямоугольного участка с разделением на три функциональные зоны. Собор, утраченная ныне надвратная колокольня в линии ограды, трапезная и Новый дом настоятельницы образовали парадный двор. С севера к нему примыкает внутренний двор со службами и жильем, с юга — парк с бывшей усадебной церковью. Хозяйственный комплекс, гостиница и фруктовый сад помещались вне монастыря, вдоль подъездной дороги, они наиболее пострадали от времени.
Средоточием объемно-пространственной композиции ансамбля служит Вознесенский собор, стоящий по оси главного входа. Краснокирпичный с белеными и белокаменными деталями, он строился по проекту С. В. Крыгина с 1890 по 1893 г. на средства благотворителей. Внутренняя отделка завершена в 1896 г. Четырехстолпный пятиглавый храм крестовокупольного типа воплощает в своих монументальных формах официальные представления конца XIX в. о национальном характере культового зодчества. Двусветный четверик без апсид, с западным притвором для хоров стоит на сводчатом полуподвале, решенном как подиум. Стены с трехчастным членением и центральными креповками завершены полукружиями закомар, боковые прясла снабжены аркатурным межъярусным поясом. Из пяти венчающих барабанов лишь один световой, другие стоят на парусных сводах.
Собор, с 1920-х гг. служивший гражданским нуждам, был обезглавлен, искажен пристройками и частичной переделкой проемов. Прежние архитектурные формы в основном восстановлены в 1980-х гг. под руководством А. А. Маркарова. Реставрация не затронула интерьера: настенные росписи Ерзунова забелены, три стоявшие в ряд иконостаса работы Ахапкина не сохранились.
Воздвиженская церковь строилась в 1847 г. как часовня по заказу А.П. Головиной. В следующем году увеличенная, она была обращена в храм. В 1880-х гг. иждивением монастыря церковь расширена по проекту С.К. Тропаревского пристройкой трапезной и паперти с небольшой звонницей над ней. Работы, начатые в 1882 г., с трехлетним перерывом продолжались до 1887 г.
Образец архитектурной эклектики, трехчастное здание с подвалом сложено из кирпича и белого камня, оштукатурено. Благодаря сложности формирования его композиция своеобразна. Миниатюрный храм под коробовым сводом не выделен высотой из общего двусветного объема. Композиционный центр перенесен на алтарь, увенчанный глухой и низкой купольной деревянной ротондой, и сводчатую трапезную со щипцовым завершением стен. Детали фасадов храма тесаны из белого камня, на
позднейших частях здания они кирпичные, упрощенного рисунка и укрупненного масштаба.
Облик памятника, в прошлом искаженный приспособлением для новых функций, восстановлен работами 1980-1990-х гг. Помещения вновь оштукатурены и побелены, пол — из мраморных плит. Поставлен временный иконостас.
Каменные и деревянные, в основном двухэтажные жилые постройки 1870 —1890-х гг. принадлежат к рядовому строительству своего времени и в целом ординарны. Для них характерны коридорная планировка с лестницей на поперечной оси здания и широкое применение сводов Монье. Деревянные дома скромно украшены пропильной резьбой. Среди кирпичных наиболее удачен «Васильевский» корпус, выстроенный в 1898 г. по проекту А. А. Лат-кова. Центральная ось его главного фасада выделена ризалитом входа, который завершен килевидным фронтоном и шпилем. Рамочные наличники окон, подоконники и карнизы оформлены тянутыми сложными профилями. Данью традиции служат угловые лопатки. Один из корпусов, включавший трапезную, связан с небольшой Иерусалимской церковью. Созданный в 1873 г. по проекту В. Н. Корнеева бесстолпный одноапсидный храм, перекрытый коробовым сводом и увенчанный барабаном с главой, объединен общей кровлей с обширным северным притвором. Структура боковых фасадов с выраженным центром и ордерным членением близка канонам классицизма, но детали испорчены стилизацией, упрощены и грубы.
Среди жилой архитектуры наиболее значителен Новый дом настоятельницы в два этажа, с помещениями для швейной и рукодельной мастерских. Кирпичный неоштукатуренный, он выстроен по проекту С. М. Ильинского в 1910—1911 гг. В нарядном внешнем убранстве с мотивами древнерусского зодчества широко использованы ширинки, поребрик, «бегунец», колонки с перехватами и аркатурой, обрамляющие оконные проемы. Южный торец дома скрыт остекленными верандами. Под ними и юго-западной частью здания — подвал. Планировка этажей изменена. Прежний характер сохранил интерьер лестничной клетки, где стены обрамлены фигурными штукатурными панелями и тянутым карнизом, плафон — широкой профильной каймой. Трехмаршевая лестница выполнена из подольского мрамора.
Кирпичная ограда монастыря высотой до 3,5 м, с пятью башнями и четырьмя воротами, строилась с 1873 по 1908 г. От первого периода, которому принадлежала утраченная западная стена со Святыми воротами под колокольней, осталась одна небольшая, в один ярус квадратная юго-западная башня. Поставленная на белокаменном цоколе, она украшена ширинками на углах и высокой короной парапета. Позднейшие стены ограды разделены лопатками на прясла, завершенные зубцами или горизонтальным обрезом. Из угловых башен 1880-х гг. наиболее эффектна северо-восточная типа «восьмерик на четверике» с развитым карнизом и кирпичной декорацией. Среди оставшихся трех арочных ворот выделяются белокаменные восточные с нарядной резьбой и парными колоннами пилонов. При свободной трактовке форм композиция их восходит к архитектуре классицизма. С оградой связаны здания бани-прачечной, 1889 г., и погреба, 1900-х гг.