Можайск. Археологический комплекс 3 (Лужецкий монастырь с Кожевенной подмонастырской слободой)

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Можайск. Археологический комплекс 3 (Лужецкий монастырь с Кожевенной подмонастырской слободой)
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение г. Можайск, северная часть города, правый берег р.Можайки (правого притока р.Москвы), на территории и к востоку от территории Лужецкого монастыря
Вид объекта Объект археологического наследия
Датировка -
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Распоряжение Министерства культуры Московской области от 18.04.2007 № 205-р
Современное значение религиозное
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

МОНАСТЫРЬ ЛУЖЕЦКИЙ  (ул. Герасимова, 1) основан в 1408 г. Ферапонтом Белозерским по заказу удельного князя Андрея Дмитриевича. Каменное строительство в монастыре началось во второй четверти XVI в., очевидно, на денежный вклад, сделанный между 1526 и 1542 гг. новгородским архиепископом Макарием, бывшим архимандритом Лужецкого монастыря. В это время были сооружены существующий собор и трапезная, впервые в документах упоминаемая в 1547 г. Ктиторство этого крупного церковного деятеля, будущего митрополита московского, косвенно подтверждается устройством в соборе придела Макария Египетского, патрона вкладчика. К концу XVI в. в монастыре существовала еще одна каменная церковь — Иоанна Лествичника, стоявшая над гробом Ферапонта.

Окончательное формирование монастырского ансамбля произошло в последней четверти XVII в., когда все основные сооружения стали каменными. В дальнейшем здания только ремонтировались и перестраивались. Особенно значительными были работы середины XVIII в., после пожара 1732 г., и XIX в., в результате которых характер архитектуры большинства построек значительно изменился. В 1961 — 1965 гг. в монастыре проводился цикл реставрационных работ под руководством Н. И. Иванова.

Собор Рождества Богородицы выстроен из кирпича в формах, характерных для эпохи Ивана Грозного. Четырехстолпный пятиглавый храм крестовокупольного типа поставлен на высокий сводчатый подклет с поперечной стеной, возможно, служившей опорой для алтарной преграды. С трех сторон собор окружали двухъярусные галереи. Одна из них была разобрана в середине XVIII в. в связи со строительством смежной с собором Ферапонтовской церкви, другие перекладывались в конце XVIII —XIX вв. Все пристройки разобраны в процессе реставрации в 1960-х гг.

Фасады храма, расчлененные лопатками на три неравные прясла, завершаются закомарами, отрезанными карнизом от поля стены. При восстановлении памятника заложены поздние оконные проемы, окаймленные барочными наличниками, воссозданы позакомарные тесовые кровли и покрытие глав лемехом. Ликвидированы круглые окна в тимпанах закомар, служившие характерной особенностью постройки. Внешнее убранство здания достаточно сдержанно. Входы обрамляют перспективные порталы с килевидным верхом, оконные амбразуры — тонкий кирпичный профиль. Гладкие стены собора, его барабаны и апсиды, украшенные легкой аркатурой, завершают пояса мелких стрельчатых ниш. Многие приемы в архитектуре и декорации памятника находят близкие аналогии в храмах Белозерья и Вологды 1530—1540-х гг.

В XVI в. собор был расписан. Живопись возобновлялась по новой штукатурке в 1815ив 1905 гг. На внутренних откосах окон четверика имеются остатки древних сюжетных и орнаментальных фресок; в 1968 г. под руководством Д.Е. Брягина выполнена их консервация. Поздняя живопись ремесленного уровня имеет много утрат. Иконостас отсутствует. При реставрации обнаружены участки старого кирпичного пола.

Кирпичная трапезная XVI в. с Введенской церковью капитально перестроены в 1759 — 1771 гг. От древнего здания уцелели подклет одностолпной палаты, перекрытый вспарушенными крестовыми сводами, квадратное помещение подцерковья и кладка стен верхнего этажа со следами разобранных сводчатых перекрытий. При реконструкции было закреплено измененное ранее

функциональное назначение помещений, повлекшее разборку венчающих частей церкви. В настоящее время двухэтажное здание с чертами барокко завершено небольшой главой на деревянном каркасном, обшитом железом барабане. Данные о характере первоначальной постройки содержатся в Писцовых книгах 1596—1598 гг., где трапезная церковь названа каменной «вверх», т.е. шатровой. Перед трапезной находилась паперть, расписанная как и трапезный зал, стенным письмом.

В 1979 — 1980 гг. под руководством Б. Ганзина в здании проведены ремонтно-восстановительные работы, устроена кровля.

Надвратная Преображенская церковь сооружена на рубеже XVI —XVII вв. Ее нижний ярус с двумя арочными пролетами — ворот и калитки — сложен из белого камня и украшен филенками с профильными обрамлениями. Бесстолпный одноглавый кирпичный храм в виде четверика перекрыт лотковым сводом. Верхняя часть его стен, лопатками разделенных на прясла, переложена, видимо, в 1750-х гг., после пожара 1732 г. Поздняя купольная кровля окончательно исказила характер первоначального завершения. С двух сторон к церкви примыкают кирпичные закрытые паперти, сменившие в 1839 г. деревянные галереи. Лестница к церкви помещается в толще стены.

Кирпичная колокольня, строившаяся с 1673 по 1692 г., представляет хороший образец подобного рода сооружений второй половины XVII в. Квадратный в плане трехъярусный столп завершен восьмериком звона и шатром с тремя рядами «слухов». Все помещения, перекрытые лотковыми сводами, сообщаются с наружным входом двумя внутри-стенными лестницами. В свое время на колокольне стояли часы. Шахта для гирь находится в юго-восточном углу здания. Палатка первого яруса служила усыпальницей рода Савеловых.

Кирпичный двухэтажный келейный корпус складывается из трех разновременных построек — Братского корпуса, 1681 — 1692 гг., Настоятельских покоев, сооруженных в 1761 — 1768 гг. на месте здания XVII в., и Казначейского корпуса, 1814 г. На рубеже XIX—XX вв. и, особенно, в 1970-х гг. здание значительно перестроено: в двух корпусах деревянный верх заменен кирпичным, переделаны окна и лестницы, разобраны своды и большинство внутренних стен, устроена новая планировка. На главном фасаде братских келий кое-где видны следы срубленных рамочных оконных обрамлений с треугольным фронтончиком. Лучше сохранилось барочное наружное убранство Настоятельских покоев: креповка углов лопатками, несложный карниз из лекального кирпича, силуэтные наличники окон упрощенного рисунка.

Кирпичная ограда монастыря строилась в несколько этапов. С 1680 по 1684 г. было выстроено три четверти ее длины и четыре угловые круглые башни. Периметр замкнулся в 1750-х гг. В 1761 — 1763 гг. поставлена квадратная северо-восточная башня, позднее круглая в западном прясле и вторые, хозяйственные, ворота. Ограда неоднократно перестраивалась. Лишенная оборонного назначения, она носит характер невысокой глухой стены, лопатками разделенной на прясла. Восточные башни XVII в. — двухъярусные с купольным сводом, западные — одноярусные. Самая высокая башня — квадратная из трех ярусов, стиля барокко, с пофронтонным завершением стен и остроконечным шатром. В процессе реставрации стены и башни получили тесовые кровли, восстановлена по образцу древних круглая башня XVIII ст., разрушенная в годы Великой Отечественной войны.