Наименование объекта | Собор Преображения Господня, 1889-1894 гг., под рук. арх. В.О. Грудзина, Никитский монастырь |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Каширский район, г. Кашира, Свободы ул., 25 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1889-1894 г |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Грудзин В.О. |
МОНАСТЫРЬ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ-НИКИТСКИЙ (ул .Свободы, 25) образован в 1884 г. из женской общины, которая возникла в 1862 г. на основе богадельни, находившейся с 1843 г. при городской Никитской церкви. Монастырь до недавнего времени занимал почти два квартала регулярного города над обрывом верхней береговой окской террасы. Его комплекс формировался возле церкви с 1860-х по 1900-е гг. постепенно, по мере развития общины, на основе традиционных планировочных и композиционных приемов. Периметральная преимущественно каменная жилая и хозяйственная застройка в один и два этажа вместе с Никитской церковью и трапезной ограничивала парадный двор перед монументальным зданием собора. Замкнутый характер ансамбля усиливала глухая, отделявшая его от улицы кирпичная ограда воротами и глухими башенками. Разборка большей части келий, ограды и вертикалей церковных завершений разрушили цельность ансамбля, значительно обеднили его выразительный силуэт и художественный облик, в сильной степени определявшийся чертами классицизма. Архитектура келий отличалась исключительной простотой и утилитарностью. Исключение составлял дом настоятельницы, выстроенный в начале 1860-х гг. для богадельни в традициях русской классики Нарядное здание с рустованными лопатками и декоративными перемычками окон на главном фасаде переделано, над нем устроен второй этаж. Наибольшая художественная и градостроительная значимость принадлежит в комплексе культовым постройкам.
Центральное здание ансамбля — Преображенский собор. Кирпичный оштукатуренный, с деталями из белого камня, он сооружен в 1889—1894 гг. по проекту и под наблюдением В. О. Грудзины. Создан на средства М. В. Моргунова и других благотворителей.
Архитектурные формы памятника являются художественной интерпретацией мотивов древнерусского зодчества и классицизма. К Древней Руси восходит тип здания, представляющий модификацию крестовокупольной постройки. Четырехстолпный трехапсидный собор, перекрытый системой парусных сводов, завершался пятиглавием с массивным центральным световым и глухими малыми барабанами с купольными покрытиями. С западной стороны собор имеет дополнительное членение, где расположены хоры, лестничные и служебные помещения. Под частью здания — подклет, обусловленный перепадом рельефа. Из двух крылец сохранилось лишь высокое западное, южное с двухмаршевой лестницей разобрано. Фасады собора расчленены крепованными пилястрами на неравные
прясла в соответствии с размещением внутренних опор; завершены крупными закомарами, отрезанными от поля стены развитым классическим антаблементом. Лишь в средних пряслах антаблемент уступает место окнам второго света.
В интерьере есть остатки клеевых росписей и металлического балкона на лепных кронштейнах в основании барабана. Иконостас отсутствует.
Никитская церковь, положившая начало монастырскому комплексу, строилась на средства благотворителей с 1823 г., начиная с трапезной части, окончена в 1855 г.; долгое время служила в монастыре трапезным храмом. Здание стиля классицизма сложено из кирпича и оштукатурено, детали выполнены из белого камня. Объемно-пространственная композиция и формы наружного убранства варьируют архитектурное решение городской Введенской церкви (вып. 2, № 178), послужившей, видимо, для заказчиков образцом. Памятник, созданный на основе осевой трехчастной схемы, сохранился с большими утратами. Двусветный одноапсидный четверик первого яруса храма в свое время поддерживал массивную купольную ротонду, крепованную по странам света. Четверик украшен пилястровыми портиками тосканского ордера и рустовкой, завершен красивым карнизом большого выноса. Смежные части здания обработаны скромнее с помощью оконных ниш и накладных ‘‘досок”. Очень удачной была колокольня в три яруса с квадратным основанием и цилиндрическим звоном, увенчанная куполом и шпилем. Внутри здание кардинально изменено, опорные столбы и своды в западной части разобраны.
Трапезная — последнее по времени общественное здание в монастыре. Краснокирпичная с открытой кладкой, она выстроена в 1902 — 1906 гг. в своеобразных формах эклектики с чертами модерна. Поставлена в одну линию с Никитской церковью, с которой позднее была объединена переходом; имеет отличную от нее поперечную ориентацию. Компактное сооружение на высоком полуподвале симметрично относительно планировочной оси. В центре композиции находится прямоугольный трапезный зал с большими арочными окнами на торцах. Благодаря лотковому своду зал превосходит высотой узкие боковые крылья, перекрытые как и нижний этаж кирпичными сводиками по металлическим балкам. Значение основного помещения определило структуру фасадов, каждый из которых имеет повышенный центральный ризалит, завершенный криволинейным тимпаном. На ризалитах сосредоточен и небогатый кирпичный декор. Здание сильно застроено, интерьеры искажены пробивкой новых проемов.