Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Преображенская церковь, 1720 г., 1862 г.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Одинцовский район, с. Юдино
Вид объекта церковь
Датировка 1720 год
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрация проведена
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: В начале ХVI века деревня Юдина у речки Дрызги Медвенского стана Звенигородского уезда принадлежала сотникам У. Некрасову и Ф. Хлопову. В 1637 году при деревне упоминается сель­цо с двором Л.Г. Булатникова. В 1647 году в Юдине была уже деревянная Преображенская церковь. С 1656 по 1757 годы село входило в состав обширной Звенигородской вотчины князей Черкасских. Существующий каменный храм выстроен по заказу князя А.А. Черкасского в 1720 году. В 1786 году Юдино принадлежало князя В.Н. Гагариной, в 1852 году — помещице А.Г. Адамс, а в конце Х1Х века — Фон-Вогау.

Однопрестольный Преображенский храм был холодным. В 1860 году прихожане подали в Духовную консисторию прошение о пристройке справа теплого придела. Владимирский придел освящен в 1862 году. По-видимому, тогда же был перестроен верхний ярус колокольни. К этому же или слизкому к нему времени следует отнести появление главного иконостаса. Главный храм оставался холодным, следовательно, придел имел свой вход, впоследствии утраченный. В 1893 году в храме производился крупный ремонт. К этому же периоду следует отнести свод Монье в новой части придела, световой барабан и крест над приделом, иконостас придела.

Храм никогда не был расписан. Во второй половине ХIХ века в холодном храме был лещадный пол, а в приделе – дощатый.

Перестройки и утраты: Памятник хорошо сохранил внешний облик, сложившийся к сер. ХIХ в, и убранство интерьера сер.-кон. ХIХ в. В 1970-х годах к колокольне с севера пристроена сторожка. При одном из ремонтов в главном храме сделан деревянный пол и во всех помещениях здания покрыт линолеумом.

Описание памятника: Кирпичная оштукатуренная Преображенская церковь стоит на ровном открытом месте, к северу от поселка. Здание хорошо обозревается вблизи, но не имеет дальних видовых точек. Западные ворота церковной ограды выходят на Успенское шоссе. Небольшая территория прямоугольной конфигурации обнесена новейшей металлической оградой. В ее северной и западной частях сохранились регулярные липовые посадки. Миниатюрный храм выстроен в сдержанных формах раннего барокко с объемной композицией, восходящей к традициям кон. ХVII века. Колокольня характерна для позднего классицизма, южный придел стилистически нейтрален. Первоначальный объем памятника представляет собой упрощенный вариант центрического культового здания с лепестковым планом. К квадратному основанию, несущему восьмерик, примыкают с четырех сторон граненые объемы, из которых: боковые ветви креста равновеликие, алтарь несколько длиннее, а притвор еще более вытянут по продольной оси. Углы в местах примыкания скошены. Храм завершен глухим граненым барабаном, несущим ребристую главу с первоначальным крестом на цепях. К притвору примыкает двухъярусная колокольня, не превышающая основной объем по высоте. На её первоначальное четвериковое основание поставлен квадратный в плане ярус звона, завершённый высоким граненым куполом со слухами и увенчанный шпилем на гранёном барабане с поздним крестом. Первоначальная симметричная композиция нарушена продолжением южного придела на запад. Придел завершен световым барабаном с луковичной главой и поздним крестом.

Для памятника характерна чрезвычайная простота декоративного

убранства фасадов, выполненного из кирпича.

Чтобы осветить скрытый четверик главного храма, строитель здания поместил нижние окна на его углах, придав им необычную косоугольную форму. Нижние проемы церкви имеют прямоугольную форму и лишены обрамления. Прямоугольные окна восьмерика (на восточной и западной гранях — ниши) чередуется с овальными. Восьмерик обработан угловыми пилястрами, крепующими карниз. Венчающий барабан декорирован вертикальными филенками. Цоколь на здании отсутствует. Одинаковые многообломные кар­низы нижнего объема, восьмерика и барабана сильно заштукатурены. При столь скупой декорации фасадов особенно нарядно выгля­дят ажурные кресты. Главный, сильно поновлённый, крест ХVIII века отличается сложной развитой композицией «сияния». Прорези креста придела подражают формам ХVIII века.

В пространственном отношении в интерьере памятника доминирует помещение главного храма. Переход от четверика к восьмерику осуществляется посредством круто поднятых тромпов. Восьмерик перекрыт крутым сомкнутым сводом. Храмовое помещение соединено с боковыми небольшими арками, а с алтарём и трапезной – тремя арочными проёмами, из которых средние – широкие и высокие, а перекрытые трёхлопастными перемычками боковые совсем крохотные. Оконные проёмы в углах четверика имеют очень глубокие откосы. Амбразуры овальных окон восьмерика повторяют формы проёмов. Апсида, притвор и боковые ветви креста перекрыты полусомкнутыми сводами. Свод южной ветви креста прорезан круглым отверстием светового барабана (отверстие закрыто). Широкий прямоугольный проём соединяет первоначальную часть придела с новой западной, перекрытой сводом Монье. Алтарь придела отгорожен иконостасом. Свод помещения под колокольней разобран с устройством плоского перекрытия. В толще южной стены имеется узкая белокаменная лестница на «звон».

Стены храма внутри оштукатурены и окрашены голубым цветом. Главный пятиярусный иконостас стилизован под барокко. Это плоское сооружение с прямоугольной стекой членений и волютообразным переходом к верхним ярусам. Иконостас завершён килевидными рамами, в которых помещены кресты в центре и изображения атрибутов церкви. Нижний ярус обработан каннелированными колонками стилизованного ордера, местные иконы в окладах помещены в рамы с барочными разорванными фронтонами. Грубая золочёная резьба иконостаса помещена на фисташковом поле. Ажурные царские врата, насыщенные резьбой, типичны для своего времени. Иконопись, выполненная в академической манере, весьма посредственна. Небольшой трехъярусный иконостас придела в псевдорусском стиле, завершённый многолопастными кокошниками, очень прост. Церковь побелена, кровли выкрашены в зелёный цвет, главы в голубой, кресты вызолочены. В окна вставлены кубчатые решётки. Наружные входные двери – металлические, внутренние – деревянные, массивные, филёнчатые, с выемчатой резьбой. Перед входами устроены характерные для эклектики ажурные зонты (западные – на чугунных столбах).

Интересный образец центрического усадебного храма 1-й четверти ХVIII века в стиле раннего барокко с лепестковым планом. Пример хорошей сохранности убранства церковного интерьера 2-й половины ХIХ века.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1985 г./