Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Собор Черниговской иконы Божией Матери, Скит Гефсиманско-Черниговский
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Московская область, г. Сергиев Посад, пос. им. Каляева
Вид объекта no
Датировка -
Правоустанавливающие документы приказ Комитета по культуре Администрации Московской области от 31.12.1998 № 354
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор Латков А.А.
Описание объекта

“Пещеры” Гефсиманского скита созданы как его отделение по инициативе митрополита Филарета около 1848 г. Вначале небольшая скромная обитель под стенами скита, испытав во второй половине XIX в. экономический подъем, была серьезно реконструирована: расширена ее территория, полностью обновлена застройка, получившая иной, более крупный масштаб. С переносом Святых ворот и колокольни с южной границы участка на восточную изменились внешние пространственные связи комплекса, ориентированного теперь вместо Гефсиманского скита на дорогу в Александров. Сложившийся к началу XX в. архитектурный ансамбль псевдорусского стиля отражает в своих постройках постепенную трансформацию этого художественного направления. Планировка и объемная структура его традиционные выразительный силуэт определяют храм, поднимающийся над стенами ограды, и грандиозная, видная издалека колокольня. Все здания кирпичные.

Композиционный центр ансамбля, Черниговская церковь сооружена в 1886 — 1890 гг. по проекту Н.В. Султанова на средства скита и благотворителей, в том числе кн. Е.П. Черкасской и М.К. Нарышкиной. Внутренняя отделка и устройство иконостасов по авторским рисункам продолжались под руководством А.М. Павлинова до 1893 г.

Храм на 2000 человек поставлен над “пещерами”, подземной церковью, заключенной в средней части его подвала. Яркий и своеобразный облик памятника создан на основе художественных принципов и форм московского зодчества XVII в. Однако архитектура, при несомненных достоинствах, эклектична. Сложный ярусный, сильно расчлененный наружный объем не отвечает единому, целостному внутреннему пространству, структура которого принадлежит Новому времени. Двусветный крестчатый храм с хорами над западным притвором перекрыт куполом на низком барабане и долями парусных сводов. Восточные углы планового креста заполнены пониженными приделами. На западе им отвечают пристройки для лестниц, ведущих на хоры и в нижнюю — “пещерную” — церковь. Снаружи композицию завершает массивный, поставленный над средокрестием глухой четверик с горкой кокошников и декоративным пятиглавием. Усложненность масс усиливают креповка фасадов пучками полуколонн, межъярусный и развитые венчающие карнизы, энергичная пластика деталей. Благодаря удачным пропорциям укрупненный масштаб отдельных элементов, в том числе нижних окон, не нарушает общей гармонии. Темно-серый гранит цоколя и наружных лестниц оттеняет алую окраску неоштукатуренных стен. Центральная глава, главка над алтарем и ажурные кресты, выполненные по образцам XVII в., позолочены. В верхних окнах — металлические решетки. Коньки кровель украшают узорные гребни, а входное крыльцо — шатер.

Отделка интерьера церкви новая. Мраморная облицовка внутренней поверхности стен, балюстрада на солее, росписи над алтарем и бронзовые иконостасы утрачены. В тесных “пещерах” с низкими коробовыми сводами и в заалтарной усыпальнице кн. Черкасских имеются фрагменты сюжетной и орнаментальной живописи.

Колокольня в пять ярусов со

Святыми воротами в основании и часовнями по сторонам выстроена в 1895 — 1900 гг. А.А.Латковым по собственному проекту. Выдающееся произведение ложно-русского стиля, она принципиально близка архитектуре Черниговской церкви. Очень эффектна трехчастная пирамидальная композиция здания, развернутая в плоскости лицевого фасада. Центральный башенный объем под небольшим шатром служит композиционным стержнем, которому вторят вертикали сложных декоративных завершений симметричных часовен. Нарядные фасады насыщены кирпичным узорочьем со вставками из белого камня. Характерная для нижних ярусов стилизация и модернизация форм XVII в. в завершениях уступает место копированию старых образцов. Помещения первого этажа перекрыты вспарушенными сводами, второго — сводами Монье. Стены внутри оштукатурены и окрашены маслом. Убранство интерьеров отсутствует.

Двухэтажный трапезный корпус 1889 г. внешне малопривлекателен. Архитектура его фасадов с чертами позднего классицизма недостаточно органична, что заставляет предполагать формирование корпуса в два этапа. Наибольший интерес в здании представляет обработка интерьеров трапезных залов, помещенных на первом этаже. Эффектные сводчатые перекрытия на распалубках сообщают им традиционный характер. Однако старый прием получил новое звучание благодаря оригинальной бочкообразной форме распалубок, оконтуренных профильной тягой. Плоскости стен украшают лепные фигурные панели.

Выстроенный в 1868 г. Южный братский корпус в два этажа состоит из двух половин, некогда объединенных колокольней. Сводчатый нижний ярус последней превращен в сени, разобранные верхние заменены небольшой декоративной надстройкой. Скупая архитектура здания следует художественным принципам монастырского жилища допетровского времени. Гладкие фасады членятся междуэтажным поясом и лопатками, которые отвечают шагу внутренних стен, выделяясь побелкой на фоне покрытых мумией фасадных плоскостей. Планировка верхнего жилого этажа — коридорного типа с размещением келий вдоль внешней южной стены. Перекрытия балочные.

Двухэтажный Восточный братский корпус 1904 г. характерен для монастырского строительства своего времени использованием в архитектурном убранстве национальных мотивов. Декор, стилизующий формы XVII в., покрывает узорным ковром главный и один из боковых фасадов. Однако стандартизованные его элементы страдают жестким геометризмом и сухостью рисунка. Внутренняя структура здания с продольным коридором и сенями на поперечной оси крайне проста. Кельи перекрыты сводами Монье.

Ограда 1900-х гг. с двумя воротами представляет собой стену шестиметровой высоты. Четыре угловых восьмигранных и шестнадцать рядовых квадратных башен увенчаны стропильными шатрами на низких восьмериках. Глухие башни и прясла стен с внешней и внутренней сторон нарядно украшены филенками, карнизами, ложными машикулями. Стены венчает зубчатый парапет, башни — кокошники. Сочетание стилизованных древних и новейших форм создает ощущение эклектизма.